Как нам обустроить Нигерию

За всякими-разными событиями вокруг Сирии и Персидского залива как-то мимо прошел один интересный юбилей. Полвека назад, 30 мая 1967 года была провозглашена независимость республики Биафра, решившей отделиться от Нигерии. Обернулось это достославное событие, как водится, двумя с половиной годами кровавой гражданской войны, в результате которой Биафра была-таки изничтожена, но… Поскольку о тех далеких событиях сейчас мало кто помнит (или хотя бы знает), придётся сделать небольшой экскурс в историю.
 

Итак, бывшая английская колония Нигерия является главной "нефтяной скважиной" Африки и самой густонаселённой страной континента – 182 миллиона человек. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нефтяные доходы Нигерии не слишком заметно влияют на уровень жизни её обитателей. Особенно, если учесть, что немалую часть этих доходов успешно разворовывают тамошние "эффективные менеджеры" и прячут их в британских и швейцарских банках.

Впрочем, это только присказка. Главное в том, что при чрезвычайной многочисленности своего населения Нигерия ещё и крайне неоднородна как в этническом, так и в религиозном отношении. Полупустынный и потому наиболее бедный север страны населяют мусульмане-хауса, а приморский (нефтеносный) юг христианские народы игбо и йоруба.

Работая на нефтепромыслах, они всегда ощущали себя частью индустриального общества и искренне не понимали: с какой стати доходы от "их" месторождений нефти, которые  разрабатывали британские и американские корпорации, должны идти на содержание полудиких мусульман на севере?

Но законы демократии неумолимы, и большинство настойчиво требовало делиться. А когда юго-восточная нефтеносная провинция стала слишком ерепениться, очередной диктатор генерал Якубу Говон (это фамилия такая) просто приказал провести "административную реформу" и поделить страну на девять малюсеньких штатов. При этом штаты были "нарезаны" таким образом, чтобы основные месторождения нефти оказались в тех административных единицах, где христиане-игбо не составляли большинства населения. 

С этого, собственно, война и началась. Провинция взбунтовалась, объявила себя Республикой Биафра – и понеслось... 

Биафра была хоть и "самопровозглашенной", но не совсем "непризнанной". Её независимость признали Габон, Танзания, Замбия, Кот-д’Ивуар и Гаити. Некоторую поддержку оказали Португалия (тогда ещё владевшая колониями в Африке), ЮАР (тогда ещё "белая"), Израиль и… Китай. 

Поскольку времена тогда были не совсем толерантные, в Биафру потянулись ещё и европейские волонтёры-наёмники, среди которых самым известным был военный летчик Густав фон Розен. Этот шведский дворянин прославился тем, что в юности принимал участие в итало-абиссинской войне на стороне Эфиопии, а тридцать лет спустя отправился защищать христиан в Нигерии… 

Войска Биафры сражались мужественно, оборонялись упорно, несколько раз даже переходили в наступление. Но ни собственная храбрость, ни европейские волонтёры, ни африканские признания Биафру спасти не смогли. Великие державы (как СССР, так и США с Великобританией) решили, что Нигерии надлежит быть единой и неделимой, и закрыли глаза на методы "усмирения сепаратистов".

Доведённая до 180 тысяч человек "федеральная армия" Нигерии успешно задавила сорокатысячное ополчение Биафры, по ходу дела истребив и заморив голодом от полутора до двух миллионов мирного населения. 15 января 1970 года Биафра сдалась.

В результате войны христиане-игбо были устранены из "большой нигерийской политики" (а во многих районах просто вырезаны). Однако запустение и разорение продолжались недолго. В 1973 году подоспел ближневосточный нефтяной кризис, цены на нефть резко взлетели вверх, нефтяные компании развернулись по новой, раны войны затянулись. Вроде бы…

По мере того, как уходило из жизни поколение, помнившее ужасы войны, молодые христиане-игбо (а теперь ещё и христиане-йоруба) всё чаще стали задаваться теми же вопросами, что и в 1967 году: доколе нам ещё кормить этих бездельников-исламистов?  

Ползучая исламизация страны ощущалось нигерийскими христианами все более явственно, а падение цен на нефть обострило старые противоречия между работящим югом и потребляющим севером. Да тут еще и ободряющие примеры подоспели: Эритрея отделилась от Эфиопии, Южный Судан – от Северного, Косово – от Сербии…

А коли им можно, то почему Биафре нельзя? 

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в последние три-четыре года на юго-востоке Нигерии вновь оживились сепаратистские организации, как легальные ("Коренные народы Биафры", "Движение за восстановление суверенного государства Биафра"), так и террористические ("Движение за освобождение дельты Нигера"). Все они пользуются достаточно мощной поддержкой, - теперь уже не только народа игбо, но и всех христиан юга.  Общими усилиями они добиваются проведения референдума о независимости Биафры, угрожая сорвать президентские выборы в Нигерии в 2019 году…

С одной стороны – эка невидаль! Чего только в Африке не происходит… А с другой – в уважаемых и влиятельных изданиях (включая Foreign Affairs) стали появляться статьи о том, что неплохо бы Нигерию того… реорганизовать. В смысле ограничить аппетиты центрального правительства (которое и в самом деле заворовалось донельзя), укрупнить штаты и подогнать их границы к "сложившимся социо-культурным общностям".

То есть, идея воссоздания Биафры уже заинтересовала не только чёрную молодежь, но и серьёзных и взрослых белых людей. Им гораздо удобнее будет решать нефтяные вопросы с вменяемыми региональными лидерами-христианами, чем со всё более странными правоверными персонажами в Лагосе.  

Вот ведь ирония истории. В своё время те же самые нефтяные короли закрывали глаза на геноцид; и по тем же самым причинам "нефтяного удобства"…