В отличие от соседей по Средней Азии, таджики не проклинают Россию и свое советское прошлое, однако теме борьбы с нацизмом в школьном курсе уделяется все меньшее внимание    

Мы продолжаем рассказ о содержании школьных учебников по истории бывших советских республик и формируемых через них властями представлений у подрастающего поколения представлений об общем с Россией прошлом. Из предыдущих частей цикла "Одна на всех?" читатели Нарполита могли узнать, как трактуют события Великой Отечественной войны и советского периода на уроках истории в странах Балтии и Закавказья, на Украине и в Белоруссии, Узбекистане, Туркмении, Казахстане и Киргизии. Сегодня дошла очередь до Таджикистана, существенно отличающегося от соседей по региону тем, что его населяют не тюрки, а долго жившие под их властью персы, получившие относительную самостоятельность лишь в составе СССР. И это во многом предопределяет специфику таджикского взгляда на советский период истории, который трактуется здесь в более благожелательном ключе, чем у казахов, туркмен, узбеков и киргизов. Однако совсем без негатива в отношении России и смещения акцентов на выпячивание вклада именно своих земляков в общую Победу и тут не обошлось…  

Для начала занимательный и, наверное, многим не известный факт. В Республике Таджикистан живет меньше таджиков, чем за его пределами, при этом сам таджикский этнос является вторым по численности в регионе после узбеков.

Такая ситуация обусловлена тем, что на протяжении веков территория современного Таджикистана входила в состав различных государств, при этом были периоды, когда она оказывалась разделенной между двумя и более юрисдикциями. Собственную государственность персы-таджики утратили еще в XIV веке, не выстояв под натиском непобедимой армии Тамерлана, и с тех пор жили под властью тюркских правителей, которые относились к чужеродным подданным как к скотине.

Только после революции и Гражданской войны большевики в рамках национально-государственного размежевания в Средней Азии "собрали" Таджикскую ССР (к слову, ставшей союзной республикой на несколько лет раньше Казахстана и Киргизии) из кусков разгромленного Фрунзе Бухарского эмирата и двух областей бывшего Туркестанского края империи – Самаркандской и Ферганской. Заодно они превратили захудалый кишлак Душанбе в красивый и современный город, дав ему имя Сталинабад, которое он носил до 1961 года.

Поэтому, рассказывая о дореволюционной истории страны, таджикские учебники делают акцент не на конкретных событиях, происходивших на ее территории, а на древности таджикского народа, чья родословная насчитывает не одно тысячелетие.

Образование Таджикской ССР их авторы оценивают в целом положительно, но с оговорками. В Душанбе сегодня считают, что целые города и районы, заселенные этническими таджиками, были "незаконно" переданы в состав соседнего Узбекистана. Наиболее болезненной считается утрата Самарканда – древней Мараканды, исторического и культурного центра таджикского народа. Впрочем, это одна из немногих претензий авторов учебников к советской власти, которая в общем-то оценивается в республике позитивно.

В Таджикистане, в отличии от других среднеазиатских республик, объективно подходят к событиям 1920-30-х годов. В частности, учебники пишут, что большевиков таджики поначалу приняли очень хорошо, так как народ устал от власти бухарского эмира, коррупции и произвола его чиновников, а также никак не решавшихся социально-экономических проблем.

Однако позже население разочаровалось в коммунистах – они неуважительно относились к религиозным институтам и священным книгам мусульман. Отсюда и рост басмаческого движения, которое, впрочем, в Таджикистане быстро утратило народную поддержку, во многом из-за дикой жестокости басмачей по отношению к простым дехканам.

Между тем, и учебники это признают, советская власть прилагала большие усилия для развития экономики республики, поднятия культурного уровня населения и образования детей. Поэтому таджикскому народу было, что защищать в годы Великой Отечественной войны. Вот что пишут об этом в учебнике:

"С первых дней мобилизации таджики записывались добровольцами на фронт, а в дальнейшем проявляли мужество на защите рубежей. Только к 7 июля 1941 года в одном только военкомате Сталинабада записалось более 2500 человек из них около 750 женщин. К зиме 41-го уже были сформированы стрелковые и кавалерийские национальные бригады. В общем, на фронт ушло около 300 тысяч граждан Таджикистана. Более трети не вернулись домой. В 1943 году активное участие в боях принимала 61-я кавалерийская дивизия, которая взяла своё начало в различных городах Таджикистана...

Медалями за мужество и отвагу были награждены воины-таджики и их количество более 55 тысяч. Стоит отметить, что 15 бойцов заслужили стать кавалерами трех орденов Славы. Также неоднократно таджики становились настоящими героями. Стоит вспомнить подвиг Туйчи Эрджигитова, который повторил подвиг Александра Матросова, закрыв амбразуру своим телом в 1943 году на Волховском фронте около деревни Смердыня. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно...".

Всего же за время войны Героями Советского Союза стали 55 таджикистанцев, не только этнических таджиков, но и русских, а также представителей других национальностей. Всех их в республике помнят и чтут.

В целом, в таджикских учебниках, по крайней мере, по сравнению с соседями, советский период описан вполне адекватно. Великая Отечественная названа как ей и положено, Победа – общая, нет нытья по поводу "чудовищных репрессий", "угнетения" и "геноцида", наоборот, признается, что Россия сделала для страны достаточно много.

Однако проблема в том, что событиям Великой Отечественной и в целом жизни в СССР в школьной программе Таджикистана с каждым годом уделяется всё меньше внимания, а число часов на изучение соответствующих тем неуклонно сокращается.

В то же время всё больше учебного времени и страниц в учебниках отводится древней истории, которая в силу отсутствия достоверных источников трактуется в мифологическом ключе, и житиям древних легендарных правителей, в первую очередь основателя державы Саманидов Исмаила Самани, которые якобы являются духовными предшественниками нынешнего бессменного таджикского президента Эмомали Рахмона.

Если эта тенденция продолжится, то понемногу тема войны с нацизмом вообще исчезнет из таджикских учебников, как и период единения с русским народом в одних государственных границах. Просто и без всякой специальной политической русофобии, поскольку, что такое каких-то 70 лет в составе СССР по сравнению с тысячелетиями, когда таджики ни о каких русских и слыхом не слыхивали…

В следующей статье цикла "Одна на всех?" мы расскажем о том, как интерпретируют свое общее с Россией прошлое и Великую Отечественную войну в Молдавии.

См. также: