Четверг, февраля 21, 2019

Церковная жизнь и политиканство: почувствуйте разницу…

Буйные события на Украине заставили многих даже далёких от церкви людей  не просто интересоваться церковной историей и каноническим правом, но и высказывать некую «экспертную» аналитику по этим вопросам.
В этой аналитике есть две крайности. С одной стороны – националистическое «самостийной Украине – самостийная церковь». С другой – оценка Украинской православной церкви Московского патриархата как «русского бастиона». При том, что эти две стороны друг друга ненавидят, их подходы совпадают. И они одинаково далеки от сути бытия церкви.

В обоих случаях иерархия церкви рассматривается как политическое явление, в то время как это явление генетическое.
Человек рождается в семье. У него есть отец, который заботится о нем, кормит его, одевает, он собственник дома, в котором живет ребёнок. А сам ребёнок – это «новая церковь», появившаяся в некогда нехристианском народе. Она не может существовать самостоятельно, ей требуется посторонняя помощь и поддержка. Не политическая – потому что любой член церкви всегда и везде является гражданином своей страны – а духовная, связанная с проповедью Евангелия и совершением Таинств.
Как отец кормит и поит ребенка в доме, так источником всех таинств в такой церкви является её глава – патриарх или митрополит. Без него не совершается рукоположение в священный сан, он раздает миро для крещения каждого человека. То есть, каждый член этой церкви имеет буквальную родственную связь – только духовную, а не плотскую – с главой церкви, и название его «великим отцом» на богослужении – лишь констатация реального факта.
Ребенок растёт, и наступает время, когда он уходит из отеческого дома, чтобы жить самостоятельно. Это церковная автономия («самозаконие»). Сын уже самостоятельно принимает решения, живет в своей квартире, но всё равно остается сыном своего отца. Так и автономная церковь самостоятельно принимает решения, сама кормит себя – то есть совершает таинства  (в случае  широкой автономии), но она всё равно остается сыном своего отца, признаёт себя членом семьи своего отца – так, как  Украинская православная церковь признаёт себя членом Московского патриархата.  
Приходит время, у сына появляется свой семья, рождаются дети, и он сам становится главой семьи, отцом и хозяином.
Для церкви это и есть автокефалия – «само-главие». Это состояние, в котором она не просто свободна в своих действиях, но может оказывать попечение о других.
Этот пример, конечно, как и всякая аналогия, не совсем точен. Тем не менее, он  ясно показывает безумие, которое совершается на Украине. Там автокефальным (т.е. «самоглавным») признается «митрополит» Епифаний за то, что он признал своим отцом и главой  Константинопольского патриарха. Это как если бы кто-то сказал, что человек становится отцом не тогда, когда у него появляются дети, а когда он признаёт отцом совершенно чужого ему человека.
Константинопольский патриарх хотя и является «генетически» дедом канонического митрополита Киевского Онуфрия (будучи «генетическим» отцом настоящего Киевского патриарха – ныне патриарха Московского), но для «патриарха Филарета» и «митрополита Епифания» он чужой , поскольку сам предал их анафеме и не признавал вместе с другими поместными церквями. Именно вопрос «генетического происхождения» (по церковному – «апостольского преемства» является критическим.
Каким же образом определяется готовность поместной церкви к автокефалии?
Это вопрос также не юридический, а духовный, «генетический». В самом деле, какие законы и юридические нормы определяют готовность человека к тому, чтобы стать отцом и главой семейства? Возраст совершеннолетия определяет лишь  дееспособность (и то не всегда), но никак не внутреннюю ответственность и способность заботиться о других.
Если посмотреть на историю церкви, то можно увидеть, что подавляющее большинство автокефалий было получено поместными церквями, которые находились в отдельных православных государствах. То есть тогда, когда Церковь была способна убедить власть и народ в том, что она – истинная церковь. Не государственная власть делала для «своей» рабской церкви автокефалию, как это видится Порошенко или протодиакону Кураеву, а церковь удостоверяла свою ответственность и внутреннее состояние отцовства тем, что она превратила языческое царство в православное.
Что же варфоломеевская «автокефалия» означает для настоящей Церкви? Ничего.
Может ли Порошенко или патриарх Варфоломей волевым решением признать вашего отца не вашим, а вместо него «утвердить» постороннего человека? Может ли вообще кто-то сделать кого-то отцом, подписав какую-то бумажку? Никогда.
А то, что сегодня происходит, намного хуже. Настоящего владельца выгоняют из его родного дома, завещанного отцом (патриархом Московским); в этот дом вселяются посторонние люди (Святейшая Церковь Украины) с условием, что часть жилплощади отдадут деду жильца (константинопольскому патриарху), а собственников дома выгонят.
Это не церковный акт, а беззаконные махинации с жилплощадью.
Какое значение имеют беззаконные и поддельные акты для собственника, обладающего законными – то есть церкви? Никакого.
Таких же взглядов придерживаются православные церкви Греции, Белоруссии, Болгарии, Сербии, Черногории, Молдавии и многих других стран. Досужие разговоры о якобы имеющем место расколе в православии – это не для них.   

Новости дня

В Москве сорвали показ фильма-провокации о блокадном Ленинграде

Общество «Международный мемориал» пыталось организовать в Москве показ фильма режиссёра Алексея Красовского «Праздник», оскорбляющий память жертв ленинградской блокады. Но группа протестующих активистов сорвала это мероприятие.

Подробнее...
Ракеты С-400 не доплыли до Китая, их пришлось уничтожить

По заявлению главы «Ростеха» Чемезова, по вине перевозчика были потеряны ракеты, предназначенные для поставленных в Китай ЗРК С-400. Сумма убытков составила 11 миллиардов рублей.
Для перевозки ракет в Китай были зафрахтованы суда, принадлежащие петербургскому морскому агентству «Балтик Транс-порт». Одно из них попало в шторм в Ла-Манше; повреждённые водой ракеты пришлось уничтожить.

Подробнее...
В послании президента Путина Федеральному собранию прозвучали новые ноты

Лишь пятая часть обращения президента Путина Федеральному собранию была посвящена внешнеполитическим проблемам; всё остальное время выступления отдано проблемам внутренним.
Главное в обращении президента - кто не хочет или не может работать, пусть уходит.

Подробнее...
Вышедший на свободу Владимир Квачков прокомментировал «дело Скрипалей»

Из мордовской колонии освобождён полковник ГРУ в отставке Владимир Квачков. Он прокомментировал скандал в британском Солсбери, в результате которого был отравлен (или якобы отравлен) его бывший коллега Сергей Скрипаль.
«Ничего реального там нет. Туфта, - сказал журналистам Квачков. - Это дело раскрутили внешние паразиты, которым нужно было укусить, обгадить Россию…»

Подробнее...

Заметки народного политолога

«Унтер-офицерский вдовец» опять себя высек

Очередным литературным «открытием» побаловал публику «телеакадемик» Владимир Познер. Обратилась к нему с вопросом Кристина Аксакова, которая учится на художника:
«У нас на занятии возник вопрос, кто сейчас является героем своего времени. То есть художники во все времена изображали личность, героя, свойственного тому или иному периоду. Например, в первой половине XX века, как мне кажется, лицом времени Советского Союза был простой рабочий. В период Второй мировой войны, я думаю, общим героем был образ «Василия Тёркина»…
Познер ответил, щедро поделившись с девушкой своей «эрудицией»:

Подробнее...
Яндекс.Метрика