Нужна ли крестьянину такая "зона общения"

В деревнях и поселках нынче активно строят избы-читальни нового типа. Правильно эти учреждения называются "модельными" библиотеками. Такую, например, строят в поселке Лысые горы под Саратовом. Депутаты из областного центра приезжают, проверяют, модельной ли получается библиотека или, не дай бог, самой обыкновенной. В деревенскую библиотеку теперь запихивают и кафе, и "зону общения", и лекторий, и зону работы за компьютерами, и даже "детское пространство".

"После открытия библиотека должна стать тем местом, где книгам не скучно, где всем интересно", - поясняют местным жителям чиновники и парламентарии, отряхиваясь от пыли и запрыгивая обратно в служебные авто. Между тем, лысогорский проект участвует в целой государственной программе по внедрению "модельного стандарта" деятельности муниципальных библиотек. Запущена эта программа министерством культуры как приоритетная. Разработан "комплекс мер по развитию библиотечной системы и внедрению информационных технологий".

Без внедрения тут никак не обойтись, даже несмотря на то, что создание одной модельной библиотеки выливается в весьма круглую сумму. Деньги нужны на приобретение компьютерного оборудования, комплектование фондов библиотек печатными и электронными изданиями, на обучение библиотекарей в Москве.

При этом, по условиям проекта, ремонт помещений библиотек, установка пожарной и охранной сигнализации осуществляются за счёт средств муниципального бюджета. И никто не спрашивает председателя совхоза, что ему к уборочной нужнее – новый трактор или кафе в библиотеке. Дело-то государственное, понимать надо.

Конечно, у жителей сельской местности есть такое же право на чтение в нормальных условиях, как и у всех. Но кто-нибудь спросил их, нужны ли им зоны общения в библиотеках? Это ведь и за их счёт делается. Почему-то кажется, что из всех возможных точек общения в своей деревне люди выбрали бы "модельную библиотеку" в самую последнюю очередь. Сначала, например, школу, чтоб дети не ездили каждый день в другую деревню на раздолбанном автобусе, который может встать в степи. Или фельдшерский пункт, а лучше больницу, чтоб с инсультом не трястись за тридевять земель. Или клуб.

А вообще-то "зона общения" в деревне – это на лавочке, на завалинке…

Однако, похоже, спрашивать местное население, что ему нужно, иным инициаторам госпрограмм кажется делом совершенно лишним. В городах, между прочим, в моде сегодня тот же подход. Как только правительство выделяет дополнительные деньги на благоустройство, тут же появляются некие КБ с готовыми проектами на европейский лад. И возникает на месте привычного бульвара с тополями голая прямая с велодорожками и шахматными столами "для досуга". И ничего, что вековые тополя закрывали прохожих от солнца и выхлопных газов. Зато, мол, теперь по-европейски.

Нести просвещение в массы, конечно, надо. Только больно уж шустро ведут себя просветители. С таким рвением средства, выделенные по любой госпрограмме, быстро и грамотно осваивают! Они универсалы, могут всё – хоть библиотеки в деревнях модернизировать, хоть коровники в городах строить, если надо. Какая разница. Лишь бы нулей в программе было побольше, а обосновать чрезвычайную важность идеи – раз плюнуть. И на этот раз цели начинания, судя по тому, как они звучат, самые благородные – "удовлетворение потребностей селян и их детей в духовном и интеллектуальном росте, развитие индивидуальных познаний, творческой активности, обеспечение развивающего досуга".

"Мухи дохнут от наших мудрых мыслей, лампа уже коптит, - говорил чеховский Платонов, - самомнение у нас европейское. Развитие, правда, азиатское… Конечно, сознавать свою бездарность безнравственно. А развлекаться в деревне кормлением детей из соски, раздавать крестьянам фраки – это не безнравственно?.."