России стоит сокрушаться не об уходе "лучшего музейного директора" страны, потихоньку демонтировавшей наследие Павла Третьякова в угоду Западу, а о том, что это произошло только сейчас

Накануне стало известно об увольнении гендиректора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, руководившей одним из главных музеев страны с 2015 года. Работодатель в лице Минкульта решил не продлевать с ней трудовой контракт, истекший 7 февраля, о чем теперь уже экс-директриса Третьяковки, по словам лиц из ее окружения, "узнала только утром за завтраком из СМИ". Креативная консультантка Трегуловой (надо полагать, теперь тоже бывшая), журналистка Алёна Долецкая возмущается отставкой своей патронессы, которую якобы ничто не предвещало, и клеймит чиновников за отсутствие "какой-либо попытки выразить благодарность человеку за восемь лет ежедневного, преданного, профессионального труда и несомненной любви к своему делу и стране". Готовы разделить возмущение госпожи Долецкой, к слову, одной из первых высказавшейся против СВО, но только не фактом увольнения Трегуловой, а тем, что это произошло только сейчас, после огромного числа резонансных скандалов, сотрясавших главную художественную галерею России всё время, что она ей руководила...     

Экс-главред российского Vogue Долецкая, долго сотрудничавшая с иноагентским "Дождём", откровенно лукавит, утверждая, что отставка Трегуловой была полной неожиданностью, без, как она выражается, "предупредительных выстрелов в воздух". Еще в январе Минкульт направил директору Третьяковки письмо, требуя до 6 февраля дать ответ на жалобу гражданина Сергея Шадрина. Мужчина обратил внимание на то, что экспозиция музея не соответствует "государственной политике по сохранению и укреплению традиционных ценностей", определенной президентским указом от 9 ноября 2022 года.

Сама Трегулова до ответа не снизошла. Вместо нее жалобу Шадрина для забаненного в РФ издания The Moscow Times прокомментировал один из ее подчиненных, пожелавший сохранить анонимность:

"Мы имеем дело с типичным советским способом борьбы с неугодным искусством – якобы письмом из народа, которому дается официальный ход".

Подобные письма по поводу происходящего в Третьяковке в Минкульт за последние годы приходили мешками, но ведомство реагировало на них стандартными отписками, не переправляя директору галереи. И то, что в министерстве решили отойти от стандартной практики, предложив Трегуловой самой ответить жалобщику за неделю до истечения срока ее контракта, вполне можно было расценить как тот самый "предупредительный выстрел".

Можно, конечно, долго спорить по поводу обоснованности конкретных претензий Шадрина к "Тайной вечери" Нестеровой или скульптурам Бурганова, но то, что подход Трегуловой к тому, что достойно экспонирования в Третьяковке, давно вызывал вопросы у общественности несомненно.

Чего стоит, например, вызвавшее громкий скандал выставление на Крымском Валу в 2020-м "полотна" кисти "беженца из Грозного" Алексея Каллимы, прославляющее ичкерийский головорезов. Тогда Международная ассоциация ветеранов «Альфы» и «Вымпела» требовала привлечь директора Третьяковки к ответственности за пропаганду терроризма и экстремизма.

Тогда Трегулова изящно, как ей, наверное, казалось, парировала обвинения:

"На полотне художника изображены участники боевых действий в Первую Чеченскую... Это те люди, часть которых впоследствии сделали выбор в пользу России. Так, например, поступил Герой России Ахмат Кадыров".

То есть, как говорят в народе, "перевела стрелки". Между тем, сам автор "шедевра" признавал, что его "вдохновляли" вовсе не раскаявшиеся боевики, а именно упорные идейные террористы:

"Первую свою работу на чеченскую тему я сделал, когда ещё не был знаком с Маратом Гельманом. Это была акция на ярмарке «Арт Москва». Мы в туалете ЦДХ переоделись в боевиков, пришли, и, изображая арт-террористов, сели на корточки в круг, как это обычно делают на Кавказе… Меня вдохновляли герои, которыми для меня были боевики, чеченцы – смелые, отчаянные парни, которые ничего не боялись".

К слову, одним из главных "шедевров" Каллимы, ставшим хитом I Московской биеннале современного искусства в 2005-м, стала "фреска", на которой боевик собирается зарезать "молодого федерала". Или госпожа Трегулова этого не знала?

Увлечение директора Эрмитажа "современным искусством", как она это понимает, подвигло ее организовать в 2021-м выставку "Многообразие/Единство. Современное искусство Европы" из картин, которые даже в нашем толерантном Минкульте сочли порнографическими. Чиновники мероприятие отменили, но Зельфира Исмаиловна категорически настаивала на том, чтобы публика имела возможность лицезреть эти "шедевры", которые сенатор Алексей Пушков назвал "неликвидным арт-хламом", сравнив с просроченным сухим молоком для грудничков, которое Запад сбывал в Россию в 1990-х.

Немалое возмущение вызвала и устроенная Трегуловой презентация приобретенного "всего" за 35 тысяч евро арт-объекта "Ветка" (примотанная скотчем к ДСП палка) с использованием в качестве фона одной из жемчужин Третьяковки – картины "Явление Христа народу" Александра Иванова.

А ведь подобных сюжетов, свидетельствующих о своеобразном понимании экс-директрисой главного художественного музея страны прекрасного, полно. Если бы галериста Гельмана, с коим она долго плотно сотрудничала, не признали иноагентом, она, дай ей волю, со временем заменила бы творениями его протеже, вроде "певца ичкерийцев" Каллимы, "рухлядь", собранную Павлом Третьяковым, а в залах бы крутили фильмы, продвигающие ЛГБТ-повестку (такие попытки тоже предпринимались).

И все это под рассуждения в духе "настоящее искусство дано понимать не всем", за которыми скрывается истинное отношение к народу, для которого отец-основатель Третьяковки ее, собственно, и создавал. То, что Трегулова считает себя элитой и не ровней плебсу, она ярко, кстати, продемонстрировала в январе 2018-го в нью-йоркском аэропорту, когда рейсы на Москву были задержаны из-за непогоды.  

А ведь это лишь малая часть, скажем так, неоднозначных эпизодов, связанных с руководством Зельфирой Исмаиловной Третьяковской галереей. Там ведь много чего ещё – и "внезапная" протечка крыши свежеотремонтированного здания, и загадочный тендер на обеспечение питанием посетителей, когда 250 млн рублей достались компании с двумя сотрудниками в штате, и странные кадровые назначения, в которых даже невооруженным взглядом просматривается конфликт интересов, и история с вывозом картин во Францию незадолго до начала СВО, где их едва не арестовали (к счастью, шедевры удалось вернуть), и едва не удавшаяся попытка кражи полотна Архипа Куинджи (ее охрана проморгала, зато истово следит за исполнением указания директирисы о запрете "несанкционированных экскурсий сторонними лицами" – это когда человек, знающий толк в искусстве, приводит в галерею друзей и рассказывает им о картинах), и санкционированный Трегуловой вояж "Троицы" Андрея Рублева, из которого бесценный памятник культуры вернулся сильно поврежденным, и нападение на творение Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван", от которого не уберегли закупленные по ее распоряжению антивандальные стекла, и мутные "эндаументы", созданные для привлечения "средств меценатов", и многое, многое другое.

Тут при желании надолго работы следователям и прокуратуре хватит, но что-то подсказывает, что никаких дел заведено не будет. Хорошо хотя бы то, что Зельфира Исмаиловна больше не будет продвигать в "тёмные народные массы" своё (и гельмановское) представление о прекрасном.     

Сейчас в богемной среде стоит плач и стон по поводу "несправедливого увольнения лучшего музейного директора страны". Оно и понятно, если дело так пойдет и дальше, своих насиженных мест могут лишиться и другие "хорошие люди", окопавшиеся в руководстве российской культуры в период тотального засилья в ней либералов, благодаря которому мы весь прошлый год наблюдали исход из страны звездных "мнестыдников".

Будем надеяться, что эта печальная эпоха близка к завершению, и бывший глава Погранслужбы, Герой России генерал Владимир Проничев воспитал свою младшую дочь Елену, назначенную новым директором Третьяковки, в духе патриотизма и любви к Родине. А то у ее предшественницы был явный дефицит этих качеств…