Пристрастие бывшей директрисы музея на Волхонке к сомнительным экспериментам с "искусством не для всех" в коллаборации с западниками и иноагентами вызывало восторг у "чистой элитарной публики" и недоумение обычных граждан

20 марта директор Пушкинского музея Марина Лошак написала заявление об увольнении по собственному желанию с занимаемого поста, который она занимала с 2013 года. И сама госпожа Лошак, и почитатели ее "таланта" представляют ситуацию так, будто отставка была добровольной и произошла естественным путем: мол, отпахал человек 10 лет на одном месте, не жалея себя, понял, что пришло время двигаться дальше, и решил дать дорогу молодым. При этом контракт Лошак с Минкультом истекал 2 апреля, и если бы директриса Пушкинского не поспешила уволиться сама, его бы, скорее всего не продлили. Судя по всему, Марина Девовна предвидела такой вариант и решила уйти красиво, дабы не повторять судьбу Зельфиры Трегуловой, которая полтора месяца назад узнала о том, что больше не является руководителем Третьяковки из СМИ. И это единственное принципиальное отличие историй двух дам, исподволь проводивших линию Запада на занимаемых высоких постах и явно засидевшихся в своих креслах. Тенденция на освобождение русской культуры от засилья либералов крепнет?

Лошак и Трегулову роднят не только возраст (обе 1955 г.р.) и то, что их назначал на "кормления" в главные музеи страны министр Мединский, но и взгляды на то, куда и как должны развиваться музейное дело и отечественная культура вообще. Если сформулировать кредо двух экс-начальниц коротко, то оно выглядит примерно так: Запад – безусловный лидер и законодатель мод, Россия безнадежно отстала в понимании современного искусства, надо приложить максимум усилий, чтобы организовать у нас всё так, как это сделано в "мире свободы и демократии".

Впрочем, эти взгляды характерны для всей нашей либеральной богемы, истово преклонявшейся перед Европой и Америкой и старавшейся затащить к нам все тамошние "передовые практики". О том, что происходило в Третьяковке при Трегуловой мы уже писали. Но и Лошак старалась не отставать от коллеги, устраивая на доверенной ей государством музейной площадке различные эпатажные эксперименты, вызывавшие бурные восторги у "продвинутой публики", ныне украшающей собой локации Риги, Тбилиси, Хайфы, Берлина, Стамбула etc., и недоумение вперемешку с возмущением у всех остальных.

Среди этих, мягко говоря, спорных затей:

  • свалка детских кроваток и колясок перед зданием на Волхонке, извините, выставка китайского "художника" Цай Гоцяна "Октябрь" (осень 2017);
  • празднование среди полотен и экспонатов дня рождения дочери рэпера Тимура Юнусова (он же Тимати) в марте 2018-го;    
  • инсталляция японца Тадаси Кавамата "На птичьих правах" (сентябрь 2018), представляющая собой поленницы паркета, перетащенного из переданного Пушкинскому музею здания Института философии РАН;
  • семинар "Женщина – богиня или ведьма?" (март 2019) с оккультными обрядами, устроенная группой леваков-бдсмщиков во главе с "интерсекциональной феминисткой", заукраинской активисткой и будущей иноагенткой-"мнестыдницей" Дарьей Серенко;
  • маркетинговый ход с реализацией травяных чаев, "предназначенных" для просмотра конкретных классических полотен (лето 2019);  
  • выставка татуировок (март 2020) с обилием "экспонатов" из блатного мира и каменным кулаком с гербом РФ и наколкой "ВОР" в качестве "гвоздя программы";
  • "уплотнение" экспозиции (лето-осень 2021), когда ради проектов "современного искусства" из залов убрали работы старых мастеров;
  • размещение под потолком выставочного зала музея инсталляции Маурицио Кателлана в виде чучела лошади (осень 2021);
  • выставка халатов из личной "коллекции" владельца сети отелей Azimut миллионера Клячина (ноябрь 2021);
  • конференция для старшеклассников "Запретный плод. Ограничения, пределы, рамки. Современное понимание границ" (тогда же) с акцентом на акционизме в исполнении Pussy Riot, Верзилова, Павленского, арт-группы "Война" и прочих "борцов за вашу и нашу свободу" с иноагентским уклоном;
  • выставка "Бывают странные сближенья..." от французского "искусствоведа" Жан-Юбера Мартеном (декабрь 2021), "порадовавшего" публику связанной из шерсти овечки Долли тушкой разделанного кролика, некоей летающей вундервафлей, напоминающей фаллос, порнографическими скульптурами и картинами;
  • открытие прямо в здании музея барбершопа (слава Богу, лишь на один день в январе 2022-го), поданное как акция солидарности с голландскими музейщиками.  

И это далеко не полный перечень того, что вызывало негатив у москвичей и гостей столицы, решивших сходить в Пушкинский музей в последние годы. Стихотворное описание типичной реакции рядового посетителя, не принадлежащего к элитарной публике, для которой старалась Марина Девовна, можно прочитать здесь (предупреждаем – текст содержит немного обсценной лексики).

Плюс не стоит забывать о странной истории с вывозом картин русских классиков из Пушкинского и Третьяковки на выставку во Францию, где их едва не арестовали из-за СВО. Для спасения шедевров отечественного искусства пришлось задействовать первых лиц государства, но директрисы все это время демонстрировали олимпийское спокойствие, пальцем о палец не ударив, чтобы позаботиться о возвращении национального достояния, когда в наших отношениях с Западом начало искрить: "Как мы будем сворачивать выставку? Это же наши дорогие партнёры!"    

Еще одно общее у Трегуловой и Лошак – любовь к освоению бюджетов. Первая увлекалась ремонтом здания Новой Третьяковки и организацией сомнительных тендеров, вторая – возведением "Музейного квартала" на всю длину Волхонки от "Кропоткинской" до "Боровцикой" (почти как у поляков "от моря до моря"). Сей проект стоимостью 22 млрд рублей был запущен с приходом Лошак на пост директрисы, сдать его собирались сначала к 2022-му, потом сдвинули на год, сейчас говорят уже про 2026-й, и никто не знает, будет ли он когда-нибудь доведен до конца.

Но отвечать за него мадам Лошак уже не придется, она теперь в домике. Еще и награду какую-нибудь получит за своевременный уход "многолетний плодотворный труд". Тем не менее, она считает, что оставляет музей "в прекрасной форме, как моральной, так и физической", а свою работу в Пушкинском называет "невероятным приключением" (ну, ещё бы).

Экс-директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак:

"Мое жизненное кредо – двигаться дальше. Десять лет для директора – достойный срок. Музей стоит на верных рельсах, у меня есть проекты и идеи, которые я хочу реализовать в новых условиях, с новой динамикой, но с теми же целями: искусство для всех, новые смыслы, надежды на будущее".

Очень хочется надеяться, что достигать "тех же целей" мама иноагентки Анны Монгайт будет не за государственный счёт…