Путь от иудейских проповедников из народа до епископов из знати и рабовладельцев

Как известно, христианская религия в сегодняшнем ее понимании начала формироваться на территории Римской империи в I веке н.э. фактически сразу после смерти "истинного правителя иудейского" Иисуса Христа, казненного римлянами за активную проповедническую деятельность и приписывание себе титула "Царя Иудейского". Как мы помним из предыдущей статьи этого религиозного цикла, процесс формирования основ христианства, уже спустя несколько веков ставшей одной из наиболее влиятельных религий в мире, завершился к концу первого века после Рождества Христова, чему способствовали не только непосредственно связанные с ним исторические события - иудейская междоусобица, порабощение и ввод римских войск в Иерусалим, создающие риск потери еврейской политической и нравственной идентичности, но и происходившее на фоне этого развитие сразу нескольких иудейских националистических объединений, а также философских учений великих мыслителей - Платона, Филона и Сенеки. Все это вместе взятое уже ко второй половине I века н.э. породило у народа Иудеи запрос на идеологическую подпитку в форме веры, а события вокруг казни Иисуса как нельзя лучше подошли для сплочения масс вокруг общей сверхидеи – неотвратимости наказания римлян за еврейские погромы и Второго пришествия Мессии для сотворения царства добра, мира и справедливости… Со временем, за пять столетий плавно преображались как нравственные ценности и обычаи новой христианской религии, так и социально-групповой состав и структура управления христианской общиной – на смену стоявшим у истоков религии представителям бедноты постепенно пришла знать и рабовладельцы. Все эти процессы отлично характеризуют политические трансформации в римском обществе, от первоначальной борьбы с чуждыми ему свободолюбивыми идеями Иисуса и его апостолов к использованию созданного ими вероучения в качестве инструмента борьбы за власть и могущество…

История становления христианства охватывает длительный период на протяжении примерно с середины I до конца V века н.э. Схематично стадии эволюции христианства и развития христианских общин в этот период можно описать следующим образом:

  • 1 этап (вторая половина I века н.э.) – стадия актуальной эсхатологии (развитие системы религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении грехов и загробной жизни, судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние);
  • 2 этап (II век н.э.) – стадия приспособления;
  • 3 этап (III-V века н.э.) – стадия борьбы за господство в Римской империи.

На протяжении каждой из этих стадий существенно видоизменялся состав социальных групп, составляющих костяк христианских общин, формировались и распадались новые ветви и течения христианства, накапливались и переходили в конфликты внутренние противоречия между приверженцами различных вариантов трактовки религиозных основ.

На первом этапе важную роль сыграл резко усугубившийся в середине I века внутриполитический кризис в Риме, вскоре перетекший в гражданскую войну. Это не могло не повлиять и на Иудею, входившую в состав Римской империи. В 66 году н.э. именно там вспыхнуло восстание, в ходе которого были уничтожены римские гарнизоны. Впрочем, спешно переброшенная в Иудею армия Веспасиана сломила сопротивление евреев, а его сын Тит взял штурмом и сжег Иерусалим. Многие тысячи иудеев бежали со своей родины, не меньше было продано в рабство. Столь разгромное поражение и последовавшие за ним римские санкции деморализовали евреев. Единственным утешением для них стал путь веры. Фактически, именно этот фактор и сформировал необходимые условия для массового проповедования нового религиозного учения.

В его основу лёг культ "сына божьего" Иисуса, историю о гонениях и распятии которого, откровенно несоразмерном с его "виной", к этому времени евреи сделали настоящей легендой, на протяжении двух поколений передававшейся от деда отцу и от отца сыну. Сторонников зарождающейся религии объединяла вера в скорый приход Спасителя, а также ненависть к Риму. Иудеи верили в то, что на смену римской власти непременно придет новое царство, в котором не будет ни зла, ни разочарований.

Проводниками этой новой веры в Царство Христа стали проповедники, пересказывающие послания 12 апостолов Иисуса. В их рассказах говорилось о жизни Христа, его страданиях, смерти и воскрешении. Такие повествования стали называться Евангелиями.

В общем виде, согласно Евангелиям от всех 12-ти апостолов, христианское вероучение строилось на следующей истории:

"Иисус Христос путешествовал по Иудее, попутно распространяя своё религиозное учение и совершая чудеса, обличая лицемерие, ханжество и корыстолюбие. Но в итоге Иисус был распят римскими захватчиками земли иудейской на кресте по обвинению в том, что называл себя царем Иудеи. Это произошло из-за предательства одного из своих учеников – Иуды. После завершения пасхальной трапезы в Иерусалиме Христос был схвачен и зверски казнен римлянами. Несмотря на запрет он был тайно похоронен своими учениками. На третий день после смерти и захоронения Иисус Христос чудесным образом воскрес и явился своим ученикам. А спустя 40 дней он вывел своих учеников на соседнюю гору и вознесся в небо, пообещав, что вернется в конце существования мира, чтобы вершить суд над всеми живыми и мертвыми. После этого его апостолы разошлись по разным концам света, чтобы стать основателями общин, члены которых будут верить в земное воплощение божества и в учение Иисуса Христа".

Первые христианские общины развивались как единое религиозное течение, из которого отделялись обособленные группы заблуждающихся еретиков. И по причине того, что общины сильно различались между собой в I-II веках н.э. единого христианского учения как основополагающего ещё не существовало.

Священное писание распространялось медленно. Это происходило потому, что проповедники, переходившие из одной общины в другую, излагали учение Христа по-разному и со ссылкой на различные источники, что и влекло противоречия и разногласия в его трактовке. Например, одни верили в скорое Второе пришествие Христа и начинали готовиться к "концу света". Другие полагали, что для полноправного членства в христианской общине обязательно "правильно" принять иудейскую веру, совершив для этого целый ряд традиционных обрядов. Иные, как проповедники Евангелия от апостола Павла, считали, что верующие не должны придерживаться иудейских обычаев, поскольку они полностью поглощены новыми традициями христианской общины.

Древние христианские общины изначально состояли только из городского населения и рабов. И лишь на рубеже II-III веков христианству начали следовать государственные служащие римской администрации, военные чины, знать и рабовладельцы.

Поначалу последователи зарождающегося христианства собирались на молитвы ночью или самым ранним утром, а проходили они в скрытых от посторонних глаз местах: загородных домах, сараях и катакомбах. На таких тайных встречах проводились проповеди, пелись гимны в честь Иисуса, читались Евангелия. А заканчивались они непременно общей трапезой, во время которой пили разбавленное водой красное вино и ели белый хлеб. Каждым собранием руководил общинный староста-пресвитер. Со временем в крупных общинах появились епископы – хозяйственные руководители с особым статусом. Первые рисунки с образом Христа появились только во второй половине II века: он изображался в виде молодого мужчины-пастыря в розовой тунике с голубым плащом, который на плечах нёс заблудшую овцу.

Со временем положение предводителей христианских общин начало изменяться: старшины стали избираться из знати. К середине III века епископы, опираясь на пресвитеров и диаконов, превратились из "завхозов" в единоличных лидеров общин. Изменения коснулись и священнослужителей, которые стали одеваться в белые одежды. Из числа диаконов были исключены женщины. С того времени молельные собрания и службы могли проводить только клирики. Наряду с этим появились праздничные богослужения, организуемые согласно особому ритуалу. Главным праздником стала Пасха, символизирующая воскрешение Христа.

Основным характеризующим признаком христианских общин III-V веков стала их финансовая и хозяйственная обеспеченность: большинство общин к этому времени уже владели домами, земельными угодьями и рабами. За счет этого христианство стало самостоятельной мощной общественной силой, громко заявившей о себе сначала правительству Римской империи, а затем и всему миру...