Государь всея Руси выходит из тени

Недавно на телеканале "Россия" показали исторический минисериал "София", снятый режиссером Алексеем Андриановым. Хотя формально его главной героиней является вторая жена Великого князя Московского Ивана III и племянница двух последних византийских императоров Зоя (Софья) Палеолог, картина претендует на нечто большее, чем банальное описание жизненного пути этой незаурядной женщины. В фильме, события которого охватывают период примерно с 1470 по 1490 год, нашлось место и "Стоянию на Угре", и борьбе Ивана III с новгородской боярской вольницей, и объединению вокруг Москвы русских земель, и дипломатическим интригам Ватикана, и ереси жидовствующих, и строительству Успенского собора…
 

Среди персонажей "Софии" множество реально существовавших исторических фигур. Тут и великий князь литовский и король польский Казимир IV, ордынский хан Ахмат, господарь Молдавии Стефан, его дочь Елена Волошанка, "первый глава русского МИД" дьяк Федор Курицын, Марфа Борецкая (больше известная под ником "посадница"), незадачливый организатор обороны Новгорода от "низовских" князь Василий Гребёнка-Шуйский, воеводы Даниил Холмский и Федор Хромый, монетный мастер Иван Фрязин, старший сын Ивана III Иван Молодой, митрополит Филипп, архитектор Аристотель Фиораванти и другие. Некоторые образы получились весьма выразительными и убедительными – чего стоит один боярин Мамонов в исполнении великолепного Бориса Невзорова. 

К плюсам сериала также стоит отнести кропотливую работу костюмеров и реквизиторов, изобретательность сценаристов, сумевших заложить в сюжет несколько нетривиальных ходов, пусть и идущих вразрез с известными историческими данными (например, с митрополитом, укладывающимся на плаху, возвращением хану Ахмату похищенного сына или отравлением Ивана Молодого собственной женой), зато добавляющих повествованию драматизма, яркую выстроенную картинку, качественный звук и неплохо прописанные диалоги.    

Однако, несмотря на широкий охват по месту, времени и числу задействованных лиц, картина у создателей сериала цельной, увы, не получилась. Серии вышли не ровные: в одних трудно оторваться от экрана, в других хочется выключить телевизор. Похоже, авторы так до конца и не разобрались, что они снимают – костюмную мелодраму, авантюрный кинороман, исторический боевик или же политическую хронику из жизни средневековой Руси. Такое смешение жанров на пользу фильму явно не пошло.        

Не удивительно, что зрители высказали массу обоснованных претензий к "Софии", - как на предмет соответствия историческим реалиям, так и игры некоторых актёров. Досталось создателям сериала и за рваный монтаж, и за затянутость и неоправданность некоторых сцен, и за провисание сюжетных линий. Конечно, многое, например, недостаточную масштабность массовых сцен и обилие павильонных съемок, можно объяснить ограниченным бюджетом, самим форматом телесериала, а также запросами целевой аудитории канала "Россия", среди которой, как считается, преобладают домохозяйки. И всё равно вопросов остается много. Например, почему на протяжении двадцати лет персонажи почти не меняются внешне.

Однако наиболее серьёзные претензии связаны с вольным обращением авторов с историческими реалиями. В частности, Елена Волошанка приехала в Москву не с отцом, а с русским посольством, специально ездившим за ней в Молдавию; Иван Молодой не ходил в рейд по тылам ордынцев; ханскому послу не отрубали руку в Кремле; Ахмата не бросало собственное войско на Угре, он сам скомандовал отход; Иван Фрязин не утонул в болоте, а пережил и Софью, и Ивана III; банда жидовствующих была разоблачена намного позже, чем показано в фильме. Опять же Иван Васильевич, ну, никак не мог говорить о трёхстах годах господства Орды над Русью, ибо вторжение Батыя от Угры отделяет 243 года. Трудно представить, что князь об этом не знал, да и с правилами округления чисел он, насколько известно, был знаком не понаслышке. 

И, конечно же, не мог не вызвать недоумения откровенно нелепый финал последней серии с погоней за великой княгиней всё того же Фрязина. Неужели нельзя было назначить на роль убийцы какого-нибудь вымышленного персонажа? Кстати, ко времени, когда Софья оказалась в опале (по фильму это примерно 1490 год), у неё на руках был не только будущий русский государь и отец Ивана Грозного Василий III, который был уже не столь мал, чтобы таскать его на руках (всё-таки парню исполнилось одиннадцать лет), но ещё то ли шесть, то ли семь детей (данные о датах жизни некоторых из них противоречивы) обоих полов в возрасте от четырнадцати лет до года. Понятно, что все они в кадр поместиться не могли, да и внимание бы отвлекали, но намекнуть на их существование, пожалуй, стоило. В том числе для полноты восприятия образа заглавной героини.

И, тем не менее, несмотря на обилие критических отзывов, факт выхода "Софии" на телеэкраны стоит приветствовать. В первую очередь потому, что он привлёк внимание к интереснейшему и очень непростому периоду нашей истории.

Это кажется странным, но работа Алексея Андрианова стала едва ли не первым художественным фильмом, рассказывающим об Иване Васильевиче и истории его правления. По крайней мере, с ходу вспомнить ничего подобного не получается. Так уж вышло, что Государь оказался в тени своего внука и полного тёзки Ивана IV, за котором закрепилось прозвище Грозный, изначально принадлежавшее не менее великому деду.

Впрочем, и литературных произведений о Великом князе не так чтобы много. По сути, их список исчерпывается романами Валерия Язвицкого "Иван III – Государь всея Руси" и Александра Сегеня "Державный". Справедливости ради стоит упомянуть и одно из последних сочинений господина Акунина "Вдовий плат", в котором Иван Васильевич выступает в роли эпизодического и весьма неприятного персонажа. Вот, собственно, и всё. 

Почти нет и памятников Государю, если не считать многофигурной композиции "Тысячелетие России", да статуй в Пустозерске и Нарьян-Маре. В каком-то смысле памятником ему можно считать открытый пару лет назад под Калугой музей-диораму "Великое Стояние на реке Угре", но на великолепной работе Павла Рыженко фигуры самого князя нет.    

Между тем, Иван III заслуживает к себе более внимательного отношения. Заслуги его перед страной поистине огромны. Именно при нём Россия наконец-то обрела черты полноценного единого государства и широким размашистым шагом вышла на мировую арену; была решена проблема Новгорода, сброшено иго Орды (пусть к тому времени достаточно условное); после успешной войны с Литвой возвращены древние русские города Чернигов, Брянск и Новгород-Северский, присоединены Тверское, Рязанское, Ростовское, Ярославское княжество, Вятская земля и Пермь. Территория государства и его население увеличились в разы, существенно возрос международный авторитет Москвы, за которой было признано звание наследницы Византии. 

И совершенно не случайно Иван III стал первым носителем титула Государь всея Руси. А ведь были ещё сорваны попытки угробить православие, в чём не смогли преуспеть ни жидовствующие, ни агентура Ватикана; создан единый свод законов "Судебник", перестроен Кремль, установлен порядок поместного землевладения для служилых дворян, заложены основы системы приказов (прообразов министерств), модернизирована армия. И всё это стало возможным именно благодаря Ивану III и его "команде поддержки", в которой не последнюю роль играла княгиня Софья Палеолог. 

Так что если после просмотра сериала на "России" кто-то захотел побольше узнать о Великом Государе, хотя бы заглянув в Интернет, можно считать, что свою работу создатели фильма проделали не зря. Пусть и не очень качественно. Для этого блина важно, что он стал первым, пусть и вышел комом в полном соответствии с пословицей.