Второй "международный скандал" за неделю: не много ли для простого танцора? Нанесло ли исключение патриотического танца Полунина из программы концерта, посвященного воссоединению его родины с Россией, урон российско-узбекским отношениям и имиджу ведомства Лаврова, или это не более, чем хайп бандеровской пропаганды?!

30 сентября на Красной площади состоялся грандиозный концерт-митинг, посвященный воссоединению с Россией Донбасса, Херсонщины и Запорожья. Казалось бы, столь значимое политико-культурное мероприятие, да еще и с участием главы государства, должно быть организовано и проведено на самом высочайшем уровне, без малейшего намека на скандал. Однако он всё-таки произошел, хотя широкие массы узнали о нем уже после концерта. Всемирно известный танцор балета, уроженец Херсона Сергей Полунин пожаловался своим подписчикам в запрещенном в РФ Instagram, что организаторы мероприятия буквально за час до начала выпилили его выступление из программы под предлогом "изменения концепции". Артист собирался исполнить у стен Кремля сольный номер под композицию Ярослава Дронова (сценический псевдоним Shaman) "Встанем", посвященную погибшим защитникам Родины. За несколько дней до этого Полунин уже исполнил его на сцене ташкентского театра имени Навои, чем вызвал нешуточный скандал в Узбекистане. Артист усматривает прямую связь между инцидентом в центрально-азиатской республике и отменой своего выступления на Красной площади, обвиняя в этом МИД России, который якобы пошел на поводу у узбекских коллег, будто бы направивших некую ноту в ведомство Сергея Лаврова. История вышла некрасивая: известному своей патриотической позицией танцовщику не дают выступить на мероприятии, посвященном возвращению его малой родины в состав России, да еще и по указке каких-то русофобствующих узбекских баев. Как тут не возмутиться? Однако в этой ситуации не всё так однозначно, как выглядит на первый взгляд…        

В обращении к многочисленным поклонникам его таланта по поводу отмены выступления на Красной площади Сергей Полунин не скрывал эмоций и искренней обиды:

"Нельзя своих бросать. А когда МИД Узбекистана написал в МИД России, вы прогнулись. Я мечтал, чтобы Херсон стал частью России. Вы выкинули своего человека… Я верный, я не кину Россию, президента. Я буду защищать наших солдат, продолжать танцевать этот номер, но нож в сердце я получил от МИДа России. Если мы будем так прогибаться и давать в обиду наших людей, ничего хорошего не будет".

А теперь перенесемся на несколько дней назад, в Ташкент. 26 сентября на сцене местного театра артист станцевал под "Встанем" в костюме, имитирующем военную форму, чем, по его словам, вызвал возмущение организаторов из Фонда развития культуры и искусства РУ. Они кричали на сотрудников команды Полунина, требовали выключить музыку, а затем отказались заплатить суточные и заявили о намерении взыскать через суд гонорар за выступление. Артиста такое отношение оскорбило и он обратился за помощью к нашему МИД:

"Я очень хочу, чтобы мне помогло российское посольство в Узбекистане разобраться в этом. Мы не должны прогибаться под такие вещи, мы не должны позволять поступать так с русскими артистами, с русской культурой".

У узбекской стороны своя версия инцидента. В Фонде развития культуры и искусства заявили, что никто из их сотрудников в зале не кричал и денег назад не требовал, а обвинение Полунина "вызывает недоумение и не соответствует действительности". Кроме того, организаторы сочли нужным добавить, что артист сам нарушил договоренности: согласно программе он должен был выступать под композицию ирландского исполнителя Hozier, но вместо этого, никого не предупреждая, поставил песню Shaman и перед выходом на сцену переоделся в гимнастерку. И это при том, что узбеки заранее просили Полунина ничего в программе не менять.

Как выяснилось – не зря. Дело в том, что в тот вечер в театр Навои пришло много "беженцев" с Украины и осевших в Ташкенте "испуганных патриотов-пацифистов" из России. Именно они, как говорят очевидцы, и стали громко выражать свое неодобрение действиями Полунина, а он, не разобравшись обвинил в этом узбеков, которые как раз пытались избежать скандала, спровоцированного, как получается, им самим.

Рис. Программа концерта в Ташкенте с участием Сергея Полунина

И, по большому счету, сотрудников узбекского Фонда тоже можно понять. Представьте, например, что вы доверили ремонт в квартире бригаде их соотечественников, а вернувшись через пару недель из отпуска вдруг обнаружили на стене вместо выбранных женой обоев с видами горных озер мозаичное панно с изображением Улугбека или Ходжи Насреддина. Они, видите ли решили так продемонстрировать любовь к родной стране и ее национальному достоянию. Какой будет ваша реакция?    

Да, танцовщик действовал из лучших побуждений, но какую пользу он принес своим поступком России и ее президенту, к которому так часто апеллирует? Никакой. Скорее, вред. Каким бы "многовекторным" и по-азиатски хитрым не был Узбекистан, он сегодня сохраняет подчеркнутый нейтралитет, и уж, по крайней мере, не отправляет бандеровцам старое советское оружие со своих армейских складов, как это втихаря делают соседи-казахи. Более того, именно в узбекском Самарканде состоялся недавний саммит ШОС, имевший ярко выраженный антиамериканский и антизападный контекст, а за организацию встречи Владимира Путина и Си Цзиньпина Шавкат Мирзиёев вряд ли сможет в ближайшее время рассчитывать на благосклонность Вашингтона. Узбекистан нам как минимум не враг, и в интересах России, чтобы он и дальше оставался таким.

Теперь вернемся к несостоявшемуся выступлению Полунина на Красной площади, в чем он громко обвинил МИД, вызвав тем самым волну негодования своих поклонников в адрес ведомства Сергея Лаврова. Понять обиду уроженца Херсона, которому не дали выйти на сцену в день праздника воссоединения его родины с Россией, можно, но давайте зададимся тремя  вопросами:

  1. Откуда танцовщик узнал про некое письмо из МИД Узбекистана на Смоленскую с просьбой убрать его из программы? Если узбеков так возмутил демарш Полунина, то не логичнее ли был звонок Мирзиёева сразу Путину?
  2. Какое отношение Лавров и его сотрудники имеют к составлению программы концерта на Красной площади? Это же не международное мероприятие.
  3. Кому объективно выгоден всплеск негативных эмоций бурно отреагировавшей на заявление Полунина общественности, направленных в сторону Смоленской площади?  

Заметьте, изначально артист не знал, кто стоит за отменой его выступления, выступая с обвинениями в адрес "неустановленного круга лиц". Вот, что он говорил в экстремистской Инсте сразу после известия об исключении его номера из программы:

"Я очень хочу, чтобы мне помогли СМИ и правительство узнать, кто эти люди, почему такая тупость происходит на организации подобных концертов? Это не новогодняя ёлка, тут серьёзные вещи происходят. Страна находится в сложном положении, решаются серьёзные проблемы. Тут не просто какой-то концертик. И вы не можете артиста из Херсона, известного почти в любой точке мира, вышвырнуть из концерта. Да вы – дебилы! Вы – тупые люди. Нужно таким людям давать втык и разбираться, почему такая подстава. Я просто в шоке. Я прошу СМИ узнать, что это за вредители такие у нас внутри страны".

И, как видим, призыв был услышан. Уже на следующий день Полунин благодаря неким доброхотам "узнал правду" – во всем виноват МИД, "прогнувшийся под узбеков". На барабане сразу тройное бинго: 1) обиженный уроженец Украины, известный своей поддержкой политики Путина; 2) имиджевый удар по Лаврову; 3) возникновение проблемной точки в отношениях Москвы и Ташкента. Плюс возможность лишний раз прокачать тему "предательства в верхах", ставшую особенно горячей после событий под Красным Лиманом.

Не имеем ли мы дело с хорошо продуманной провокацией, организаторы которой учли взрывной характер и импульсивность Полунина и умело подтянули к сюжету свежий узбекский скандал с его участием.

Ну, и что касается непосредственно отмены выступления танцовщика на концерте. Вышло действительно некрасиво и по-человечески обидно. Но, возможно, здесь не было никакой конспирологии и умысла на вредительство, а имело место банальное разгильдяйство, причем никак не со стороны МИДа.

Не секрет, что концерт готовился в спешке. Вполне вероятно, программа версталась и подгонялась вплоть до последней минуты. И нельзя исключать, что кому-то показалось, что танцевальный номер Сергея в нее не вписывается. Так, увы, бывает. Те, кто видел концерт, могут посмотрев его выступление под "Встанем" в Ташкенте, сами решить, уместно ли оно было на Красной площади 30 сентября, или, может, не очень?                 

Но вот предупредить заблаговременно об отмене, конечно, надо было. А еще извиниться и постараться всё объяснить. К сожалению, этого сделано не было, и враги России получили новый повод для вбивания клина между народом и государством.