Почему Фанар, хранивший молчание, когда Эрдоган лишал храм Святой Софии статуса музея, вдруг решил вспомнить об обидах, нанесенных турками православным христианам

Константинопольский патриарх Варфоломей неожиданно резко высказался по поводу преобразования в мечети имевших статус музеев собора Святой Софии и монастыря Хора в Стамбуле, назвав эти действия турецких властей "оскорблением истории, идентичности и культуры" православных христиан. Причем сделал он это задним числом, когда ничего в судьбе православных святынь изменить уже нельзя. В июне – июле, когда президент Реджеп Тайип Эрдоган и Госсовет Турции принимали решение по Святой Софии, Варфоломей ограничился общими словами сожаления и выражением обеспокоенности, а в августе, когда стало известно о превращении в мечеть монастыря Хора, вообще промолчал. В чем причина такого странного поведения Константинопольского патриарха, считающегося номинальным главой мирового православия, но вместо консолидации поместных церквей внесшего в их ряды серьезный раскол, предоставив автокефалию Украине, и почему он решил возвысить свой голос, сделав выпад против Эрдогана, именно сейчас?

С гневными нападками на власти Турции, признавшими незаконными декреты о музеефикации храма Святой Софии от 1934 года и православного монастыря Хора от 1945 года и вернувшими этим древним православным святыням статус мечетей, Варфоломей выступил в богословской школе Халка на острове Хебейлиада в Мраморном море, которую он сам закончил в 1961 году. До своего закрытия по вердикту Конституционного суда Турции в 1971 году школа являлась единственным учебном заведением Константинопольской православной церкви (КПЦ).

В качестве событийного повода для выступления глава КПЦ выбрал 65-ю годовщину погрома православных в Турции. 6-7 сентября 1955 года после провокации в греческих Салониках, когда агент турецких спецслужб бросил гранату в дом, где родился создатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк, кварталы греков и армян в Стамбуле, Измире и ряде других городов подверглись нападениям разъяренных толп погромщиков. В ходе тех событий пострадали тысячи православных, около 20 человек погибли.

В последние десятилетия Фанар предпочитал не вспоминать о трагедии 1955 года, приведшей к массовому исходу православных из Турции, однако в этом году Варфоломей неожиданно обратился к этой теме, увязав историю 65-летней давности с недавними решениями турецких властей о превращении Святой Софии и монастыря Хора в мечети.

Константинопольский патриарх Варфоломей I (из выступления 6 сентября 2020 года):
"До 1971 года, когда наша школа закрылась, у нас были сентябрьские события в этот день. Сегодня исполняется 65 лет трагической ночи с 6 на 7 сентября 1955 года, когда варварство разрушило дома, магазины, церкви, жизни законопослушных и невинных людей…
А несколько недель назад превращение Великой Церкви (храма Святой Софии – прим. Нарполита) в мечеть. А чуть позже – красивейшего монастыря Хора тоже в мечеть. Как будто в городе (Стамбуле – прим. Нарполита) не хватает мечетей…
Правители поспешили принять эти решения и действия, которые оскорбляют нас, оскорбляют нашу идентичность, нашу историю, нашу культуру". 

При этом, когда решался вопрос о судьбе Святой Софии, Варфоломей долго воздерживался от публичных выступлений по этому вопросу, а его единственное заявление, касавшееся судьбы храма, носило едва ли не примирительный характер и больше походило на увещевание.

Константинопольский патриарх Варфоломей I (из выступления 30 июня 2020 года):
"Этот храм не должен быть причиной конфликта между двумя народами. Он принадлежит не только тому, кто владеет памятником, но и всему человечеству. И турецкий народ обязан подчеркнуть универсальность этого памятника".

Больше по этой теме глава КПЦ не выступал – ни 10 июля, когда Эрдоган, опираясь на вердикт Госсовета Турции, отменил декрет Ататюрка о музейном статусе Святой Софии, ни 24 июля, когда в ней был совершен первый намаз, ни 21 августа, когда стало известно о превращении в мечеть монастыря Хора. Его молчание было тем более удивительно, что свой голос в защиту православных святынь возвысили поместные церкви – Русская, Элладская, Иерусалимская, к которым присоединилось и порождение сговора Варфоломея с Порошенко – неканоническая Православная церковь Украины. С призывами сохранить музеи, отказавшись от планов превращения их в мечети, выступили ЮНЕСКО, Евросоюз, Всемирный совет Церквей, власти США, Германии, Австрии, Греции и даже Ватикан.

И только в сентябре, когда и храм, и монастырь окончательно перешли в ведение мусульман, Варфоломей решил высказаться, обрушившись с критикой на власти Турции, с которыми он ранее старался не конфликтовать.

Опрошенные Нарполитом эксперты называют как минимум две причины, объясняющих столь странное поведение главы КПЦ.

Во-первых, оно могло быть связано с желанием Варфоломея получить от Эрдогана в обмен на лояльность по вопросу о музеях, которые и так не имели прямого отношения к возглавляемой им церкви, некие преференции. Константинопольский патриарх давно добивается от Анкары разрешения на возобновление работы своей альма-матер – школы Халка. Это позволило бы Фанару восстановить собственную "кузницу кадров", не обращаясь больше за помощью к Элладской церкви, почти полвека поставляющей священников для КПЦ.

Однако вместо этого турецкие власти всего лишь разрешили Варфоломею проводить службы в открытом после реставрации монастыре Панагия Сумела в Трабзоне (Трапезунде) – городе на северо-востоке Турции на черноморском побережье (во время Первой мировой войны он в течение почти двух лет был занят русской армией). Учитывая, что монастырь в Трапезунде, где нет православных, давно не действует и расположен у черта на куличках, такая "компенсация" больше похожа на форменное издевательство со стороны Эрдогана. Осознав, что его банально кинули, глава КПЦ решил вывалить на турок все сразу – и обиду за семинарию в Халке, и неоплаченный счет за погром 65-летней давности, и претензии по поводу Святой Софии и монастыря Хора.

Вторая причина "восстания Варфоломея" может лежать в сфере геополитики. Ситуация с автокефалией для Украины ярко высветила зависимость Константинопольского патриарха от США, которые в последнее время крайне недовольны политикой Турции. Претензии Вашингтона относятся к военно-техническому сотрудничеству Анкары с Россией, ситуации в Сирии, активному вмешательству турок в войну в Ливии, заявлений Эрдогана о бессмысленности НАТО.

Влияние на Варфоломея оказывает и Греция. В последнее время и без того непростые отношения между Афинами и Анкарой резко обострились из-за начатых Турцией геологоразведочных работ на шельфе в спорных районах Восточного Сердиземноморья. В этих условиях актуализация главой КПЦ темы погрома 1955 года, а также пусть и запоздалая критика им решений Эрдогана о преобразовании православных святынь в мечети могут способствовать получению греками тактического преимущества в информационной войне с Турцией.

Так что за резкой антитурецкой риторикой Варфоломея скрывается вовсе не стремление восстановить попранную справедливость и защитить интересы православных, а банальная обида обманутого интригана и геополитические интересы его кураторов и спонсоров.