Как из православных пытались сделать заложников

Обращение находящегося под анафемой монаха Филарета (Денисенко) к Русской Православной Церкви (РПЦ) вызвало в общественном пространстве недоумение: "А что это было?" Основный посыл послания "киевского патриарха", в общем-то, понятен. Он хочет, чтобы было отменено решение о лишении его сана, чтобы с него сняли отлучение и анафему, а также установили молитвенное и евхаристическое общение с возглавляемой им структурой, тем самым признав её легитимность.

Первоначально возникло ощущение, что речь идёт о намерении раскольника покаяться и вернуться под омофор РПЦ. Тем более, что послание  завершалось словами: "Прошу прощения во всём, чем согрешил - словом, делом и всеми моими чувствами, и также от сердца искренне прощаю всем…"

Однако, не тут-то было. Уже на следующий день Денисенко дал в Киеве пресс-конференцию, на которой подробно объяснил, что ни о каком покаянии речь не идёт, так же, как и возвращении его "паствы" в лоно РПЦ.

Возникает вопрос: а в чём же тут "фишка"? Предположить, что Денисенко всё это затеял в надежде на то, что Архиерейский Собор на радостях о "нашедшейся заблудшей овце" снимет с него прещения, не разобравшись в истинной мотивации, никак не получается. Сам бывший член Священного Синода он прекрасно знает механизмы формирования и принятия решений в РПЦ, и не может быть столь наивным.  

Известно, что постмайданные времена ознаменовались на Украине гонениями на православных христиан, в абсолютном большинстве инспирированными раскольниками из "киевского патриархата". "Филаретовцы" совместно  с боевиками неонацистских группировок захватили около сорока храмов Украинской православной церкви Московской Патриархии (УПЦ МП). Православные священники и миряне подвергаются угрозам и нападениям. Несколько священнослужителей убиты.

Более того, в Верховной раде были подготовлены два законопроекта, согласно которым УПЦ МП может быть запрещена, её приходы конфискованы, а деятельность церкви поставлена под контроль государства.

Собственно говоря, тяжелейшее положение христиан на Украине, гипотетически могло бы стать предметом переговоров РПЦ даже и с раскольниками. Именно на это и рассчитывал Денисенко, "приглашая к диалогу".  

После сообщения, что создана комиссия для переговоров с "филаретовцами", возникло ощущение, что игра Денисенко удалась. Однако вскоре стало ясно, что его планы разгаданы.

"Предметом диалога является преодоление раскола, а прещения были вызваны фактом совершившегося раскола. Это означает, что если диалог будет успешным, то возникнут предпосылки для нового рассмотрения тех решений, которые принимались Церковью по этому вопросу в прошлом", - подчеркнул заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Помимо духовного аспекта происходящего, и соблюдения канонов и церковной дисциплины, нужно отметить ещё один немаловажный момент. Верховная рада, как известно, отложила принятие антихристианских законов. Но не только по причине протестов общественности. Подкреплённые законом гонения на церковь поставили бы киевскую власть в один ряд с Диоклетианом и большевиками, с соответствующими репутационными потерями. В то же время, "ещё не принятый закон" может висеть дамокловым мечом над УПЦ МП, вынуждая её сохранять хотя бы видимую лояльность богоборческому режиму.

В случае же легитимации "филаретовцев", закон вполне может быть принят, и государственные гонения будут представлены как "внутрицерковное дело".

Не случайно, что наиболее настороженно на послание Филарета отреагировали именно украинские архиереи, прекрасно понимая, что игры раскольников имеют целью превратить их паству в заложников.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич высказал опасение, что переговоры могут закончиться не начавшись. И оказался абсолютно прав.

Денисенко, увидев, что его план не удался, объявил, что примирение не состоялось, "потому что Собор, воспользовавшись моим обращением, направил его не на примирение, а на то, что якобы мы хотим вернуться в Московский Патриархат".

"Смотрю пресс-конференцию Филарета. Уже делаю вывод: "Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит"… Проблески церковного сознания омрачены мирскими мудрствованиями. Но мы готовы были, протягивали руку, пусть даже в эту руку плюнули, но мы это сделали, как христиане. Насильно в рай не затащишь", - написал  на своей странице в Facebook протоиерей Николай Данилевич.