Народный политолог - Почем свобода слова на "Радио Свобода"? Работающие на Запад русскоязычные СМИ избавляются от сотрудников, высказывающих свое мнение
Понедельник, ноября 29, 2021

Увольнение Тимура Олевского из "Настоящего времени" показывает, что для информационной войны против России нужны не журналисты, а пропагандисты

На уходящей неделе заметный резонанс в российской медиа-среде вызвала новость об увольнении журналиста Тимура Олевского с телеканала "Настоящее время" – дочерней структуры американского медиахолдинга "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (РСЕ/РС), круглосуточно вещающей из Праги на Россию и ряд стран постсоветского пространства и признанной в РФ иностранным агентом. Причиной для увольнения стало "несогласованное с работодателем" участие Олевского в стриме на YouTube известного публициста Олега Кашина, в рамках которого они обсуждали отношение Алексея Навального к журналистам и слухи о принадлежности отца его жены Юлии к советским спецслужбам. Ничего плохого об "отравленном по приказу Кремля" оппозиционере Олевский не сказал, лишь задал пару вопросов, которые могли показаться Навальному неудобными. Однако и этого оказалось достаточно, чтобы руководство "Настоящего времени" указало своему сотруднику на дверь. Является ли случай Олевского единичным, или правы те, кто считает, что свобода выражения собственного мнения сегодня несовместима с работой в СМИ, выступающих в роли рупоров западной пропаганды в России?    

Проект "Настоящее время" был запущен под эгидой РСЕ/РС осенью 2014 года на фоне событий на Украине и идущей войны на Донбассе в виде ежедневной получасовой программы на русском языке. Через два года он был расширен до полноценного телеканала, который с февраля 2017-го перешел в режим круглосуточного вещания.

По заявлениям руководства телеканала, финансируемого Конгрессом США через Агентство по глобальным медиа (U.S. Agency for Global Media), его миссия состоит в "продвижении демократических ценностей и институтов".    

Тимур Олевский сотрудничал с "Настоящим временем" на протяжении пяти лет, выступая в роли ведущего программы "Вечер". До прихода на канал он работал на "Эхе Москвы" и "Дожде". Весь бэкграунд Олевского и архив его публикаций наглядно свидетельствуют о либеральных взглядах журналиста, искренне считающего, что в России правит авторитарный режим, а примером для подражания как в вопросах свободы слова, так и идеального государственного устройства для нас являются страны Запада во главе с США.

Бывшего корреспондента издания "КоммерсантЪ" Олега Кашина, получившего всероссийскую известность после того, как в ноябре 2010-го его жестоко избили неизвестные, также трудно причислить к "пропагандистам Кремля". Он состоял в Координационном совете российской оппозиции, выходил на пикету в защиту Pussy Riot, сотрудничал с "Эхом", "Свободной прессой" и другими либеральными изданиями.

24 ноября Кашин в стриме на своем канале в YouTube, посвященном опровержению Навальным слухов о том, что отец его жены Юлии был сотрудником советских спецслужб, связался с Олевским. 20 минут в эфире они обсуждали этот сюжет, при этом Олевский, не забывая выражать поддержку "пережившему чудовищное отравление" оппозиционеру, высказал мысль, что политику федерального масштаба, каковым он считает Навального, стоило бы прояснить вопрос о своих родственниках, и мягко попенял Алексею Анатольевичу и его окружению на не слишком дружелюбное отношение к журналистам.

Из-за проблем со звуком расслышать, что именно говорил Олевский, непросто. Понять его мысль способны только те, кто в теме. Поэтому запись стрима Кашина не вызвала взрывного интереса – по данным счетчика на YouTube, за две недели ей заинтересовались менее 23 тысяч пользователей. Так себе показатель, особенно если учесть, что не все досмотрели до конца.

Однако диалог двух либеральных журналистов не прошел мимо внимания руководства "Настоящего времени", которое посчитало, что несогласованное с ним участие Олевского в стороннем стриме, является нарушением контракта. В итоге журналист, пять лет добросовестно и преданно работавший на антироссийском телеканале, был уволен, несмотря на былые заслуги. Фактически Олевский выброшен на улицу – изгнание из "дочки" РСЕ/РС равносильно "волчьему билету" для других рупоров западной пропаганды, а пойти работать на российские госканалы ему не позволят принципы.

И все из-за того, что журналист задался неудобными вопросами, ставящими под сомнение кристальный образ "главного врага Кремля", который Навальному усиленно создают западные СМИ и их русскоязычные прокси.

Если кто-то полагает, что кейс Олевского – единичный случай, а его уход из "Настоящего времени" не является наказанием за нарушение негласного кодекса, действующего для журналистов прозападных медиа, он глубоко заблуждается.

В конце 1990-х – начале 2000-х одним из самых известных в России журналистов РСЕ/РС был Андрей Бабицкий, прославившийся репортажами из охваченной войной Чечни с острой критикой в адрес российских властей, армии и спецслужб. Когда он был задержан при попытке покинуть осажденный федеральными войсками Грозный и помещен в СИЗО, боевики обменяли Бабицкого на русских пленных. Это был первый и последний за две чеченских войны случай, свидетельствующий о том, насколько важен и нужен был "борцам за свободу Ичкерии" журналист, несущий миру "правду о зверствах федералов".

Когда после августовской войны 2008 года РСЕ/РС создала дочернюю радиостанцию "Эхо Кавказа", изобличавшую "русскую агрессию против Грузии", Бабицкий был назначен ее главредом.

Вероятно, Андрей Маратович искренне полагал, что 20 с лишним лет беспорочной службы на "Свободе" дают ему право на собственное мнение, и в 2014-м высказался в том смысле, что Россия имела право после переворота на Украине взять под защиту население Крыма. За это его сослали в молдавскую редакцию, считающуюся в РСЕ/РС тмутораканью. Но Бабицкий намека не понял, и в 2015-м опубликовал видеорепортаж об эксгумации жертв карателей из батальона "Айдар" на Донбассе, мотивировав это тем, что мир должен знать правду о преступлениях, кем бы они не были совершены. После этого журналист был с позором изгнан из штата РСЕ/РС.

Если "свободовцы" не дорожат такими ценными кадрами, как Бабицкий и Олевский, то что уж говорить о простой "пехоте" – региональных внештатных корреспондентах, работающих на РСЕ/РС в регионах. Отвечающая в Праге за работу российской сети медиакорпорации, бывшая томская журналистка Юлия Мучник чуть ли не ежемесячно проводит чистку среди своих подопечных, поводом для которой может стать любое подозрение в нелояльности или "сотрудничестве с органами власти".         

И подобное происходит не только на "Свободе", но и в редакциях других прозападных русскоязычных медиа, занимающихся продвижением в России норм демократии и общечеловеческих ценностей. Не далее, как в ноябре журналисты "Новой газеты" буквально затравили свою коллегу Анастасию Миронову, которая посмела выразить свое мнение по делу обвиняемого в педофилии главы карельского "Мемориала" Юрия Дмитриева, идущее вразрез с мнением либеральной тусовки. От ярлыков "агент ФСБ", "гадина" и "сколопендра", приклеенных вчерашними соратниками, Миронову не спасло даже то, что она многие годы в меру сил и таланта со страниц "Новой газеты" поливала грязью Россию, ее власть и народ.

А сколько внутренних скандалов в медиа-храмах "свободы слова" осталось вне поля зрения широкой общественности? Видимо, немало.

Сегодня информационная война против России заметно ужесточилась, и участвующие в ней на стороне Запада журналисты должны начать жить по новым правилам, диктуемым парадигмой À la guerre comme à la guerre, превращаясь из творческих людей, имеющих право на собственную точку зрения, в солдат, скованных жесткой дисциплиной, за нарушение которой их ждет неминуемая кара.

То, какие кадры нужны сегодня западным хозяевам для создания картины о событиях в нашей стране, хорошо иллюстрирует размещенное редакцией The New York Times объявление об открывшейся вакансии собкора по России.

Из объявления The New York Times:
"Мы ищем того, кто готов пересечь 11 часовых поясов, чтобы отслеживать ситуацию в стране, чье население все больше разочаровывается в экономике, разрушенной коррупцией, кумовством и чрезмерной зависимостью от природных ресурсов".

Соискателю сразу дают установку, каких взглядов он должен придерживаться: Россия Путина – это пронизанный коррупцией жуткий Мордор, рассылающий по всему миру отряды орков, несущих смерть и хаос. Если ты так считаешь, работа в "легендарном" издании тебе подходит, нет – можешь даже не пытаться. Нужны не толковые и компетентные, а исполнительные и преданные.   

В этом есть своя логика, на любой войне, в т.ч. информационной, надо не рассуждать, а выполнять приказы. Вот только то, чем сегодня занимаются журналисты РСЕ/РС, "Новой газеты", "Эха", The New York Times, Русской службы ВВС, МБХ-медиа и прочих "медуз" уже не может называться журналистикой, а только боевой спецпропагандой. И чем тогда сотрудники западных и либеральных российских СМИ отличаются от столь ненавистных им "кремлевских пропагандистов" – Соловьева, Киселева, Симоньян, Скабеевой, Шейнина и других? Те хоть за Россию радеют, а их оппоненты – за что?   

 

Новости дня

Российские лыжники заняли весь пьедестал в заключительной гонке первого этапа Кубка мира

США и Украина на Генассамблее ООН не смогли помешать России провести резолюцию по борьбе с героизацией нацизма

На Украине вступает в силу "закон об олигархах". Чем он может обернуться против своего автора – Зеленского?

Дина Аверина взяла реванш за Олимпиаду, завоевав четыре личных "золота" на чемпионате мира и установив новый рекорд планеты

Спасут ли Молдавию от энергетического кризиса поставки газа от западных "партнеров"?

Международные резервы Банка России достигли рекордного уровня, превысив $618 млрд

"Снизить градус напряженности в Нагорном Карабахе": Москва проводит встречу лидеров духовенства Армении и Азербайджана

"Ложь и сила": лидер Китая Си Цзиньпин отказался принять участие в саммите G20 в Риме. Почему?

Парламентские выборы в Германии не дали ответ на вопрос, кто сменит Меркель

Обзор сентябрьской новостной повестки Центральной Азии и Закавказья

Основные итоги саммита ШОС в Таджикистане: Душанбинская декларация и принятие в организацию Ирана

Армения требует от ООН признать факт многолетней расовой дискриминации армянского населения со стороны Азербайджана

От геополитики до туризма. VI Каспийский медиафорум доказал свою востребованность для развития сотрудничества в регионе

"Мы – чемпионы!" Российские футболисты-пляжники победили японцев в финале домашнего ЧМ

Задержанный в Одессе за использование российской символики турист из США обвинил украинских правоохранителей в расизме

К 30-летию Незалежности власти Украины уничтожают последние оппозиционные СМИ

Не успев толком утвердиться у власти, талибы уже "нарушают свои обещания афганцам". Можно ли после этого верить новым правителям Афганистана?

Российский газопровод "Северный поток - 2" заблокировал работу Сената США и на месяц заморозил новые назначения в Госдепе

США заставили Литву открыто выступить против Китая, наступив на "тайваньскую мозоль" и открыв дипмиссию Тайбэя в Вильнюсе

В Молдавии создано новое правительство. Власть окончательно перешла к гражданам Румынии