Как эмигрировавшие в знак протеста против СВО и включенные в реестр Минюста музыканты и писатели продолжают получать доходы с отечественного рынка

На днях Российское авторское общество (РАО), обеспечивающее выплату вознаграждений создателям аудио-композиций за их публичное исполнение, дало пояснения насчёт того, как обстоит с этим дело у музыкантов-иноагентов. Если совсем коротко, то по факту никаких отчислений за свою музыку они в России официально не получают: на иноагентов распространяется действие президентского указа от 27 мая 2022 года, согласно которому "заработанные" ими деньги аккумулируются на специальном рублевом счёте в уполномоченном банке. А снять их оттуда можно только с разрешения правительственной комиссии. Как поясняют в Минфине, никто из поющих и пишущих музыку иноагентов в этот орган не обращался, и, судя по комментариям самих богемных "политэмигрантов" изданию РБК, их такие ограничения не особо беспокоят. А это означает, что они по-прежнему получают доходы в России в обход президентского указа, при этом продолжая поливать грязью страну, которая как была, так и остается их "кормовой базой". Не пора ли положить конец такой порочной практике?      

Конечно, покинувшие Россию в знак протеста после начала СВО "звёзды" шоу-бизнеса, бывшие "властители дум" и прочие представители творческих профессий, которые за свою "активную жизненную позицию" были включены в реестр иноагентов, столкнулись со снижением доходов, получаемых в "этой стране". Иначе, многие из них не пытались бы через суд снять с себя этот "стигматизирующий" статус. 

Да, жить с ним не очень удобно. Формального запрета на сценические выступления, равно как и на распространение их творчества на ТВ, радио и в сети нет, но промоутеры и редакции, столкнувшись с волной общественного негодования, предпочитают дел с иноагентами не иметь, либо вести их предельно осторожно. И не зря богемные релоканты (не все, но многие) сетуют на проблемы с заработками, зондируя почву на предмет возможности вернуться, но при этом не желая менять взглядов и не предпринимая попыток как-то дезавуировать то, что наговорили в адрес страны, её армии и народа.

По идее, не являясь признанными за рубежом величинами (за очень редкими исключениями) и будучи жестко привязанными к отечественному рынку, они не имеют устойчивых доходов в странах пребывания. Однако как-то держатся на плаву, хотя накопления, позволяющие вести привычный богемный образ жизни, есть далеко не у всех.       

В чём же причина? А дело в том, что полностью калитка, через которую денежки из России текут на счета и в карманы творческих "политэмигрантов", до сих пор не перекрыта. Альбомы иноагентов Макаревича, Земфиры, Oxxxymironа, Монеточки, Гребенщикова и прочих "орфеев-пацифистов" имеются в свободной продаже, при этом многие из них расторгли отношения с подконтрольным Минкульту РАО, получая авторские отчисления непосредственно от издательств, коим президентский указ не указ.

Та же ситуация и с их пишущими "коллегами". Книги иноагентов Быкова, Акунина, Парфёнова и прочих спокойно лежат на прилавках и широко представлены на интернет-платформах, вроде "Литреса", в чем каждый легко может убедиться. Более того, их продолжают печатать частные книгоиздательства, ссылаясь на "коммерческую привлекательность" творчества условного Чхартишвили, "свободу предпринимательства" и отсутствие прямого запрета. Расчеты же с опальными авторами осуществляются напрямую, минуя РАО и всякие "специальные рублёвые счета в уполномоченных банках".

И это не говоря уже о появлении иноагентских лиц в гуляющих по сети рекламных роликах различных отечественных сервисов и компаний. Надо полагать, мелькают они там отнюдь не бесплатно.

Такая картина резко диссонирует с тем, как на Западе жёстко забанено всё, что связано с российской культурой. Причем в широком смысле этого слова, включающем и вообще-то далекие от неё попсу и юмор. Запущенная в апреле иноагентским "Радио Свобода" развлекательная стриминговая платформа Votvot для "русских звёзд в изгнании" до сих пор не может раскрутиться и не приносит своим резидентам никакого дохода, поскольку отрезана от западного рынка и ориентирована исключительно на Россию. ТГ-канал Votvot насчитывает менее 300 подписчиков, и, вероятно, их немалую часть составляют сами "звёзды".

Согласитесь, получается парадоксально: в "мире свободы и демократии" наши иноагенты фактически лишены возможности зарабатывать, а Россия, которую они прокляли и продолжают проклинать, по-прежнему продолжает служить им источником пусть и сократившегося, но верного дохода.           

За полтора года у этих людей было много времени, чтобы одуматься, пересмотреть свои взгляды и покаяться, но они этого не сделали, в т.ч. и по этой причине. Так не настала ли пора окончательно и бесповоротно законопатить все щели, позволяющие богемным релокантам существовать за наш счёт?