Чего хотят "жёлтые жилеты"

Между прочим, тут на днях небольшой юбилей приключился: исполнился месяц с того момента, когда мир узнал о новом общественном феномене – "движении жёлтых жилетов".  Один месяц – это вроде бы и не так много по меркам нормальной жизни, но порой события начинают так нестись вскачь, что за месяц  меняется очень многое... Вот как в той же Франции полвека назад, в мае 1968-го, получившего прозвище "красного мая".  А теперь вот наступил в той же стране "жёлтый декабрь"...

В общем, можно подвести некоторые политические итоги и провести сравнения. И они для "жёлтого декабря" окажутся неутешительными. Хотя бы потому, что при всём удивительном размахе и внезапной популярности движение, во-первых, осталось чисто уличным "развлечением на уик-энд", не стало субъектом практической политики и успело зайти в тупик.

Это уже представляет собой разительный контраст с "красным маем" 1968-го. Тогда студенческие выступления были поддержаны профсоюзами и могущественной в то время французской компартией. Они стали "запалом" для грандиозной общенациональной забастовки, охватившей десять миллионов человек. Сейчас ничего подобного не наблюдается.

Одобрение "жёлтых жилетов" у большинства французов нигде, кроме как в соцопросах, более не проявляются; забастовок никто не устраивает и даже на жёлто-жилетные демонстрации в будние дни не выходит. То есть бунтует в Париже именно "средний класс", к которому класс рабочий может и испытывает некоторую симпатию, но... очень умеренную.

Другое радикальное отличие "жёлтого декабря" от "красного мая" состоит в полном отсутствии политической субъектности движения. Если в 1968-м "из гущи народной" стремительно появились неформальные вожаки, которых затем поддержали и более организованные политические силы, то сейчас у "жёлтых жилетов" лидеров просто нет. Так что никто не знает, что с этим феноменом делать – ни президент Макрон, ни националистка Ле Пен, ни "красный радикал" Меланшон. Это и не удивительно: очень трудно возглавить народные массы, если массы сами не знают, чего хотят.

А в том, что действительно не знают, можно судить по "42 пунктам", которые "желтые жилеты" все-таки предъявили правительству. Они посовещались в интернете, и на свет появился феерический документ, напоминающий письмо в город из деревни Простоквашино. То письмецо, помнится, по очереди писали дядя Фёдор, пёс Шарик и кот Матроскин…

Вот и с требованиями "жёлтых жилетов" примерно так же получилось. Его пункты, похоже, сочиняли то правые националисты (требования относительно прекращения приема мигрантов, выхода из НАТО и отказа от евро), то классические левые (запрос на повышение социальных расходов, снижение налогов, пенсионного возраста, строительство дешевого жилья), то "зеленые радикалы" (им очень хочется отказаться от пластиковых упаковок)... А под конец свои пару строк черкнули какие-то совсем уж безумные леваки, вписавшие пункт про "аннулирование госдолга".

Поэтому не удивительно, что никто из французских политиков эти "42 требования из Простоквашино" даже толком не прокомментировал: ругать их нельзя (прослывёшь ретроградом и врагом народа), но и поддерживать невозможно (есть риск прослыть сумасшедшим).

Ну, а коли так, то всё, что остается политикам – это деликатно отделываться от журналистов общими фразами о "поддержке проявлений народного недовольства" и ждать, когда жёлто-жилетный конгломерат расслоится на более-менее вменяемые группы.

Такое поведение понять можно, но в его продуктивности есть сомнения. Невразумительные вспышки абстрактного недовольства случались и раньше, но всякий раз угасали без каких-либо политических последствий. Нельзя исключить, что и "желтые жилеты" за время новогодних праздников не рассосутся, если только какие-то из них по ходу дела не приобретут красный, а иные и коричневый оттенок.

Но это дело будущего. А пока что в Париже наблюдается ситуация, которую лучше всего можно описать словами Маяковского: "Улица корчится безъязыкая".

И да, кстати: сказки Эдуарда Успенского про деревню Простоквашино и её обитателей переведены на французский или ещё нет?