Запретив праздничные православные торжества и не объяснив причины своего решения, самарские чиновники поспособствовали расколу между властью и обществом, сыграв на руку врагам России

В славном волжском городе Самаре на День народного единства наряду с прочими праздничными мероприятиями планировалось проведение крестного хода. Это не диковинка какая-нибудь – 4 ноября вся православная Россия отмечала празднество иконы Казанской Божией Матери, и подобные крестные ходы состоялись во многих городах и селениях нашей необъятной страны. А вот в Самаре в последний момент его отменили. Событие дичайшее! Это всё равно, как если бы в советские времена первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС взял и отменил демонстрацию трудящихся в ознаменование очередной годовщины Октябрьской революции. А ведь День народного единства отмечается 4 ноября именно потому, что под сенью Казанской иконы Божией Матери ополченцы Минина и Пожарского выгнали польских интервентов из Москвы и восстановили пошатнувшуюся было русскую государственность. Поэтому в эту дату крестный ход с этой великой иконой – дело святое, и чтобы его вот так взять и отменить, должны быть очень весомые причины. Так в чем же они состояли?

Самое удивительное, что по сей день никто толком ничего не знает. Говорят, что запрет дело рук самарского митрополита владыки Сергия. Якобы за день до шествия было объявление на сайте епархии. Но там об этом нет ни слова. Кто тогда принял решение? Областные власти? Их официальные паблики также немы. Может, первое лицо области Дмитрий Азаров хоть что-то разъяснил? Но увы, последняя запись в губернаторском ТГ-канале датирована 14 декабря 2022 года…

Всем давно известно: когда власти молчат и таятся, информационный вакуум заполняют слухи, версии, фейки. Самара не исключение. Сегодня горожане склоняются к простой и ясной мысли – крестный ход запретил губернатор со своими чиновниками, потому что об этом его настоятельно "попросили" многочисленные азиатские и кавказские диаспоры, давно, по сути, оккупировавшие несчастный регион.

Об этом не только на кухнях говорят. Вот, например, что пишет по этому поводу депутат Госдумы, уроженец Самары Михаил Матвеев:

"Формально крестный ход в Самаре на День народного единства и иконы Казанской Божией матери власть не запрещала, его отменила сама епархия. Но мне очень трудно представить, как это могло вдруг (уже были согласованы временные перекрытия улиц) и главное зачем бы это было решено самим митрополитом Сергием. Зато очень хорошо представляю, как и кем это могло быть ему настоятельно рекомендовано".

А вот что думает известный православный журналист с телеканала "Спас" Роман Голованов:

"А в Самаре нет крестного хода. Зато там музыку заказывают местные диаспоры, влияние которых раздуто до безумного масштаба. Скандалы с мигрантами в Самаре – повседневность. В Самаре 85,6% русских людей. Православных. Город лишили молитвы. А молитва сегодня – за наше войско. За тех, кто из Самары, Саратова, Ростова, Тулы, Москвы поехал на фронт. Мигранты на войну не едут".

Обескураживает в этой ситуации то, что буквально за день до праздника в Самаре состоялось заседание регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, в котором принял участие губернатор Азаров. И не просто посидел в президиуме, а "с благодарностью принял" озвученное в ходе мероприятия митрополитом Сергием предложение возглавить создаваемый в области Совет по сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей.

Да, еще заметил при этом, мол, "укрепление народного единства и духовных основ занимает особое место в Самарской области". Представители РПЦ и православной общественности обрадовались, расслабились, и мало кто обратил внимание на фразу губернатора: "Совет создавать точно будем, но нужно понять, как он пересекается по полномочиям, направлениям работы с другими ведомствами".

В переводе с птичьего чиновничьего языка на человеческий это означает: "Вы тут не торопитесь со своими нововведениями. Нам ещё надо всё обдумать и взвесить, чтобы никого вдруг не обидеть подобным рвением к укреплению православия". А через день крестный ход не состоялся…

Случившееся в Самаре выходит за рамки каких-либо нравственных понятий. Ведь если выяснится, что действительно имели место угрозы полукриминальных так называемых диаспор, а светские и церковные власти пошли у них на поводу, отменив шествие с иконами и хоругвями, то случившееся должно стать предметом самого тщательного разбирательства со стороны федерального центра. Потому как выходит, что обосновавшиеся в области "ценные зарубежные специалисты" подмяли под себя губернские власти. Сегодня диаспоры фактически запретили крестный ход, а завтра что, церкви закроют? Так они скоро и Россию с русскими отменят.

Имеются вопросы и к митрополиту Сергию. Общественная безопасность – это, конечно, дело серьезное, важное. Но хотя бы объясниться с паствой глава Самарской епархии должен был. А это непонятное молчание, отказ от священнодейства в угоду непонятно чему Церковь никак не красит. Раньше священники за веру на смерть шли, а тут испугались, промолчали и курят себе фимиам, как ни в чем не бывало…

И еще одна важная деталь. Сегодня, 7 ноября, в Самаре пройдет "Парад Памяти", посвященный параду, который, наряду с легендарным московским, прошел в Куйбышеве, как в запасной столице Союза, суровой военной осенью 1941 года. То давнее событие, когда прямо с Красной площади войска уходили в бой, – безусловно святое. Мы тогда всему миру показали, что СССР жив, страна борется, враг будет разбит и победа обязательно будет за нами. Это было главное. И в определенном смысле то знаменитое прохождение по главной площади государства тоже было, своего рода, крестным ходом.

А что нынче самое главное в программе самарского "Парада памяти"? Да, по центральной площади города пройдут парадные расчеты. Но это в основном представители военно-патриотических клубов, кадеты, юнармейцы, чья строевая выправка вряд ли впечатлит самарскую публику. На таком фоне наиболее яркими событиями празднества становятся палатки с закусками, полевая кухня и концертная программа. Хлеб и зрелища… Крестный ход – это аскеза, нравственный выбор, действительно единение народа, а "парад" по-самарски – это погулять и закусить под соусом памяти. Хотя в этот день в центре города запрещена продажа алкоголя, когда и кого у нас это останавливало?

Какой же напрашивается вывод? Только один: нынешние самарские власти боятся действительного единения народа и возрождения его национального самосознания. Поэтому любое его проявление – будь то крестный ход или любое другое нравственное движение – будет пресекаться. А вот бессмысленное времяпрепровождение только приветствуется. Тем более, что организация всякого рода парадов, фестивалей и так далее – это бюджеты, это кэш. Как говорится, почувствуйте разницу. Чем обернется такая чиновничья "забота" о народе – покажет время, а ведь до марта 2024-го остается всего ничего...