Провозглашение Петра Великого императором отвечало политическим потребностям той эпохи, но не изменило сути построения нашего государства как братского союза русского и других народов

Ровно 300 лет назад, 2 ноября 1721 года, была провозглашена Российская империя. Данное событие непосредственно связано с победой, одержанной нашей страной в затяжной Северной войне над грозной Швецией – европейским гегемоном того периода. По сути, это был один из элементов растянувшегося на несколько недель празднования по случаю заключения Ништадтского мирного договора, вернувшего России побережье Балтики – "окно в Европу". В рамках торжеств в подражание древним римлянам Правительствующий сенат "нижайше просил" Петра I принять "заслуженные почести в ознаменование славной Виктории над королем свейским", в т.ч. титулы Отца Отечества и Императора Всероссийского. Царь, поломавшись для виду, согласился, и с этого момента Россия стала именоваться империей. По случаю юбилея в Москве состоялся "императорский бал" – помесь корпоратива и поп-тусовки с участием подзабытых "звезд", а в Санкт-Петербурге сегодня пройдут торжественные мероприятия, справедливости ради, достаточно скромные. Но есть ли вообще смысл отмечать эту дату, как к ней относится, и была ли Россия империей в полном смысле этого слова?    

Что такое империя? В словарях можно найти массу определений – от абстрактного понятия большого наднационального государства с привилегированной доминирующей нацией до чисто колониального негатива: мол, это когда в рамках единого государства один народ нещадно эксплуатирует и унижает другие. Последним очень любят оперировать русофобы всех мастей – от современных прибалтийских и украинских неонацистов до американских политиканов. Словом, это некое искусственное государственное образование, охватывающее несколько стран, которое исторически нежизнеспособно по причине лежащего в его основе межнационального неравенства. Но подходит ли такое описание для нас?

Да, в России всегда проживало много национальностей. Но доминирующим по численности всегда был русский народ. Сегодня это больше 80% населения, поэтому согласно всем этнографическим и политологическим определениям Россия является моно-национальным русским государством, хотя это обстоятельство не выпячивалось ее высшим руководством.

Именно по этой причине Россия, в отличии от империи турецких Османов или Австро-Венгрии, даже в самые сложные периоды своей истории никогда не распадалась как единое целое, в худшем случае от нее "отваливались" чуждые остальной стране искусственно приращенные куски, вроде Польши и Финляндии после 1917 года.

Была ли Россия колониальной державой, вроде Британии или Франции? Нет, никогда. И при царях, и при генсеках нередко национальные окраины жили куда лучше центральной России – территориального ядра "народа-империалиста". Центр не выкачивал ресурсы с  окраин, а наоборот, старался их поднять, порой за счёт своего собственного материально-экономического развития.

Плохо это было или хорошо – тема для отдельного разговора. Но факт остаётся фактом – никогда русский человек не вёл себя в Средней Азии или в Закавказье как британский хозяин-расист в какой-нибудь Индии или французский господин в Алжире. Вот, что писал, к примеру, видный просветитель татарского народа и, к слову, один из основоположников пантюркизма, Исмаил Гаспринский:

"Наблюдения и путешествия убедили меня, что ни один народ так гуманно и чистосердечно не относится к покорённому, вообще чужому племени, как наши братья, русские. Русский человек – и простого, и интеллигентного класса – смотрит на всех, живущих с ним одним законом, как на своих, не высказывая, не имея узкого племенного себялюбия".

Россия – это прежде всего государство, созданное на основе исторического союза численно самого большого русского народа, у которого напрочь отсутствуют чувства национального шовинизма и превосходства, с другими дружественными ему народами, принявшими этот союз. Именно поэтому русский народ смог создать огромное по площади государство, в котором все входящие в него малые народы никогда не испытывали чувства национального дискомфорта.

Даже русские националисты, по крайней мере, вменяемые, считали людей своими не по крови, а по духу: если чувствуешь себя русским, значит ты и есть русский, вне зависимости от племенного происхождения или разреза глаз.

Наверное, это было заложено изначально – Древняя Русь, когда призывала править варяга Рюрика, обращалась к нему не как славянская держава, а как союз племён славянских и угро-финских. Из слияния этих и других племён собственно и образовался русский народ.

И если однажды наша страна затрещит по швам, то только по причине узколобого племенного национализма, хоть русского, хоть нерусского. Поэтому одной из главных задач России всегда была и есть беспощадная борьба с такими националистическими проявлениями, иначе ей просто не выжить.  

Мне могут возразить — а как быть с т.н. русским мессианством, воплощенным в максиме "Москва есть третий Рим, а четвёртому не быти"? Да, была такая политическая имперская концепция, выдвинутая псковским монахом Филофеем во времена Великого князя Ивана III. Но она никогда не несла в себе какого-либо национального предпочтения.

Кроме того, надо учитывать исторический контекст. Эта теория появилась в период создания единого централизованного Русского государства, только что избавившегося от ордынского ига. В то же самое время под ударами турок пал Константинополь – столица увядшей Византийской империи и духовный центр Православного мира.

Новому государству была необходима идея, на основе которой оно должно было строиться. Ей и стала теория православного Третьего Рима, что соответствовало общему подходу европейских государств позднего Средневековья, искавших духовно-религиозное обоснование для своего развития. Пиком торжества третье-римской теории стало венчание на царство Ивана IV Грозного – первого русского царя. Этимологически это слово восходит к титулу цезаря, коим нарекали императоров Древнего Рима.

Но стала ли теория православного Рима реальной основой для существования страны? Формально да, на деле – нет. На практике всё также строился братский государственный союз русского народа с другими народами Евразийского континента, причем без учета идейно-религиозного фактора.

Когда надо, форма этого великого союза менялась. В 1721 году Россия из царства превратилась в Российскую империю потому, что Пётр Великий только что выиграл изнурительную Северную войну, и Россия вернулась в большую европейскую политику. Чтобы обосновать это, царь был провозглашён императором – привычным для европейского уха титулом главы большой и сильной страны.

Российская империя просуществовала почти 200 лет, не меняя заложенной в самом начале межнациональной основы. Дворянство – правящий слой этой империи – всегда было лишено узко-национального характера. В стране было немало аристократов татарского, немецкого или польского происхождения, которые владели русскими крепостными. Вы можете представить индийского раджу, владеющего английскими крестьянами и деревнями?

Причиной падения Российской империи послужили вовсе не межнациональные противоречия или усталость одного народа от другого, а сугубо общенациональные социально-экономические причины – вырождение правящего слоя, устаревший абсолютизм монархии, нерешённость земельного вопроса, невзгоды Первой мировой войны, цели которой население не понимало.

Однако страна устояла во время потрясений двух революций, Гражданской войны и интервенции, возродившись в виде Союза Советских Социалистических республик – всё того же устойчивого альянса русского народа со своими братьями. Мало того, после Победы над нацизмом Россия стала не просто ведущей державой, но и одной из мировых сверхдержав, влиявшей почти на половину земного шара. Не зря великий русский философ и социолог Александр Зиновьев назвал советский период "высшим достижением всей русской истории".

Выдержало российское государство, пусть и с потерями, удары смуты 1990-х. Вновь сказался устойчивый, проверенный временем характер органически единого государства. Думаю, если понадобится, мы преодолеем и другие невзгоды, если не только не изменим самой идее братского союза народов.

Поэтому никакой империи в привычном для политологов понятии в России никогда не было, нет и не будет. Не может искусственно созданная империя выдержать такие удары, какие пришлись на нашу долю только за последние сто лет.  

Так что всерьёз относиться к 300-летию провозглашения империи, как призывают ностальгирующие по царским временам апологеты возрождения монархии, не стоит. Мало того, излишнее внимание к этому юбилею способно лишь спровоцировать национальную рознь и дать повод для враждебной пропаганды, обвиняющей нас в "русском империализме" и в других негативных вещах.

Для России империя – только один из формальных этапов нашей истории, истории великого межнационального единства!