Когда и как Константинополь влез на Украину

Киевский правитель, трижды перебегавший из одной христианской деноминации в другую, решил сделать свою автокефальную церковь, независимую от Москвы. Он отправил послов в Константинополь, чтобы патриарх, в обход московского первосвятителя, сам даровал им независимость. И этот правитель угрожал войсками и насилием тем, кто её не примет. Вы думаете, это про современную Украину и президента Порошенко? Нет. Это про Литовское княжество и князя Витовта, то есть начало XV века.

Князь Витовт (сначала язычник, потом католик, потом православный, потом снова католик) собрал русских князей и епископов подвластных ему земель (условная Украина входила в состав литовского княжества) и заявил, что московский митрополит – это плохо, и теперь у них будет свой митрополит – это хорошо.

Ему пообещали гнев Божий, но это его не вразумило. Он отправил послов в Константинополь с требованием независимости от Москвы, но и там патриарх Евфимий ему отказал. Тогда Витовт приказал епископам подвластных ему земель рукоположить "филарета" – Григория Цамвлака в митрополита Киевского. Это и произошло в 1416 году.

Наказание Божие не заставило себя ждать. Киев был полностью сожжён очередным набегом татар, а все русские епископы отказались подчиняться Григорию, сохранив верность московскому первосвятителю Фотию. Григорий умер через три года, изгнанный с кафедры теми же, кто его ставил.

Но аттракцион продолжился спустя тридцать лет.

В 1439 году Константинопольский патриарх изменил православию и признал главенство римского папы на Ферраро-Флорентийском соборе. Вместе с ним на соборе был митрополит Московский Исидор – последний грек, который был прислан против воли русских епископов. Последний стал сначала униатом, а потом принял католичество и дослужился до кардинала.

У этого митрополита был любимый и во всем подобный ему ученик – Григорий Болгарин, который вместе с ним принял унию и тайно – католичество.

В Москве изменника-митрополита извергли вместе с учеником. Исидор бежал в Рим, Григорий отправился в Литву, где оказался очень кстати. Там был новый князь,  польский круль Казимир. Тот отправил изменника Григория Болгарина к другому изменнику – патриарху-униату Григорию Мамме в Константинополь, который с радостью посвятил еретика и униата Григория в киевские православные митрополиты, - совершенно не затрудняясь существованием канонического киевского митрополита.

Так появилось два Киевских митрополита – автокефальный православный Иона и еретик-униат Григорий. Именно с последнего и начинается эпоха константинопольского правления на Украине, о которой говорит сейчас патриарх Варфоломей.

Спустя недолгое время и Григорий Мамма, и Григорий Болгарин покаялись и приняли православие. Но вот вернуть похищенную Украину под омофор московского первосвятителя они "забыли". И "забывали" до 1686 года, когда киевский митрополит Лазарь Баранович и православные епископы (в числе коих был и чудотворец Феодосий Черниговский) стали просить Московского патриарха "взять их у Константинопольского патриарха". Это и произошло после длительных переговоров и согласований, с разрешения последнего, чего не в силах отрицать и новые историки американской выучки.

Нынешняя риторика патриарха Варфоломея, акцентирующая всеобщее внимание на 1686 году, как времени "хищничества Москвы" и кроткого страдания Константинополя, призвана отвлечь внимание от событий середины XV века. Чтобы никто не задал себе вопроса, каким образом Константинополь вообще оказался на Украине. А то ещё, чего доброго, для всех станет очевидно, что не Москва была хищником, а Константинополь двести лет распоряжался в чужой епархии…

Московский патриарх это терпел, и терпение это закончилось только тогда, когда украинская церковь, вкусив стамбульской благодати досыта, стала об этом просить.  

Новое богословие и претензии константинопольского патриарха – это аттракцион неслыханной подлости.

Кстати, после избрания униата Григория Болгарина киевским митрополитом, независимым от Москвы, Киев опять сожгли татары. На этот раз крымские.