Пытаясь повторить успех шедеврального "Тегерана-43", создатели фильма о процессе над главными нацистскими преступниками на бюджетные деньги слепили очередную проходную поделку с антисоветским уклоном   

В течение марта в российских кинотеатрах показывали картину "Нюрнберг", заявленную создателями как "историческая драма, основанная на неизвестных до недавнего времени исторических фактах и документах, полученных историками и журналистами непосредственно от участников и свидетелей Нюрнбергского процесса". Такой анонс, привлечение к проекту российских и иностранных звезд и фигура режиссера Николая Лебедева, известного по блокбастерам "Легенда № 17" и "Экипаж", намекали на то, что зрителя ждёт захватывающее, красивое и познавательное зрелище, позволяющее расширить кругозор, погрузившись в перипетии главного судебного процесса в мировой истории. Увы, все эти ожидания оказались напрасны – те, кто пришли в кино, были вынуждены на протяжении двух с лишним часов смотреть унылую неправдоподобную лавстори с неубедительными экшн-сценами и обилием сценарных ляпов, вяло развивающуюся на фоне суда над главными военными преступниками. Зачем надо было снимать и показывать стране такой "Нюрнберг" так и осталось для многих загадкой…

Идея снять отечественный художественный фильм о Нюрнбергском процессе возникла в 2018 году и принадлежала тогдашнему министру культуры Владимиру Мединскому. Выступая тогда на заседании оргкомитета "Победа" он посетовал, что тема суда над нацистскими военными преступниками "приватизирована США", и предложил дать достойный ответ заокеанским фальсификаторам истории, приурочив выход картины с нашей трактовкой этой истории к 75-летию разгрома гитлеровской Германии.

Похоже, у Владимира Ростиславовича всё-таки есть проблемы с кармой: генерируемые им, вроде бы изначально неплохие идеи, имеют свойство по ходу реализации оборачиваться чем-то несуразным, а то и вредным. Не стал исключением и "Нюрнберг", съемки которого не задались с самого начала.

То никак не могли определиться с режиссером – проект хотели доверить и Константину Хабенскому, и Никите Михалкову, и даже Оливеру Стоуну, но в итоге остановились на Николае Лебедеве, не имевшему опыта экранизации реальных исторических событий, за исключением картины о Валерии Харламове. Потом переделывали сценарий, и судя по тому, что получилось, это было похоже на то, как дядя Фёдор с Матроскиным и Шариком писали письмо родителям. Затем вдруг выяснилось, что не укладываются в бюджет, и правительству пришлось выделять Минкульту дополнительно 200 млн рублей из резервного фонда. Пока шла эта возня, наступил 2020 год, и стало понятно, что к 75-летию Победы фильм готов не будет, а тут еще случился ковид.

Съемки начались лишь весной 2021-го, и создатели пообещали, что страна увидит "Нюрнберг" до конца года. Опять не уложились, перенеся премьеру сразу на ноябрь 2022-го, потом на 23 февраля 2023-го, а в итоге картина вышла в прокат только 2 марта.

Вероятно, эти сдвиги понадобились для того, чтобы слепить из отснятого материала что-то презентабельное, но судя по результату получилось всё равно не очень. За месяц широкого проката картина не собрала и половины своего бюджета, уступив почти в два раза "Праведнику", проходящему по той же категории "историческая драма, основанная на реальных событиях", и получив оценку 6,1 на "Кинопоиске" (у фильма про подвиг Николая Киселева – 7,7). И это в отсутствие голливудских конкурентов.

Такие показатели и масса негативных отзывов разочарованных зрителей красноречиво говорят о провале. Но продюсеры не отчаиваются, намекая, что скоро стране покажут сериальную версию, которая публике понравится больше. Надеяться на это особо не стоит, и поговорка про несвоевременность питья "боржоми" в критической ситуации здесь хорошо подходит.

Так, решительно не понятно, зачем авторы сместили акцент с судебного процесса на приключения капитана-разведчика, ищущего в Нюрнберге своего пропавшего во время войны брата-художника. Видимо, это и есть тот самый "неизвестный исторический факт", о котором говорили продюсеры при запуске проекта. По крайней мере, на это намекают титры в конце картины.

Брата герой, вопреки логике, не находит, и вообще, как выясняется, художник не имеет никакого отношения к сюжету с судом над нацистами. Зато капитан обретает на развалинах поверженной Германии любовь в лице бывшей узницы концлагеря, которую буквально выдирает из лап инфернального эсэсовца, пытающегося сорвать процесс над вождями Третьего рейха и по ходу выдающего разные мотивы, зачем ему это нужно.

Вся эта неуклюже прописанная история насыщена разнообразными несуразностями и ляпами. По версии создателей фильма, осенью 1945-го в сравнительно небольшом (где-то 350 тысяч населения) Нюрнберге, наводненном американскими оккупационными войсками, действовало многочисленное и неуловимое нацистское подполье. Десятки, а в конце уже сотни вооруженных гитлеровских недобитков вольготно перемещаются по городу и окрестностям, похищая людей, вывозя на грузовиках какие-то улики, устраивая засады и наконец устраивая штурм тюрьмы, пытаясь то ли освободить Геринга, Риббентропа и прочих, то ли самостоятельно их повесить, не позволив это сделать победителям.

Нацистам противостоит почему-то не СМЕРШ, как должно быть, а немногочисленная группа армейских офицеров во главе с полковником в исполнении Евгения Миронова, которому явно неуютно озвучивать придуманные сценаристами глупости.

Главного героя командируют в Нюрнберг как "опытнейшего оперативника", и такая характеристика бывшего командира разведроты, которую он, кстати, ни разу не оправдывает, проваливая одно задание за другим, говорит о полном пренебрежении авторами исторической фактурой. Ведь так говорят о чекистах, а перед нами простой армеец, присланный из берлинской комендатуры.

Да, герой знает немецкий и английский, но это позволяет использовать его максимум как переводчика, а не как исполнителя сложных, непрофильных для войсковой разведки заданий, причем без всякой дополнительной подготовки. И те он выполняет лишь в промежутках между поисками брата, кои продолжает вопреки прямым приказам начальства.     

Почему нельзя было в фильме поручить миссию оперативного сопровождения процесса, тем кому положено и кто этим реально занимался, остается загадкой. Не иначе авторы любой ценой стремились избежать показа в положительном свете "кровавой гэбни". Это им удалось, но достоверность исчезла.   

Плюс в "особой группе", куда, учитывая важность задачи, должны отбираться самые надежные и проверенные, оказывается предатель-власовец. Вот это сюрприз! Этот персонаж почему-то не пытается затаиться, как поступали тогда изменники, а остается верен проигравшим и разгромленным нацистам до конца, спасая их главаря в уже безнадежной для того ситуации. А мог ведь пристрелить, и концы в воду.       

Еще одной антисоветской фигой в кармане создателей "Нюрнберга" стала исподволь продвигаемая мысль, что прокурору Роману Руденко, выступавшему на процессе главным обвинителем от СССР, катастрофически не хватает улик против нацистов. Их должна прямо по ходу добывать "особая группа", перестреливаясь с эсэсовцами и преодолевая противодействие союзников. То есть наши плохо подготовились, видать, понадеявшись на русский авось.

Между тем, сбором доказательств преступлений гитлеровцев с 1943 года занимались сотни прикомандированных ко всем фронтам специалистов, документировавших все, что могло представлять интерес для будущего суда над агрессорами. Так что недостатка в уликах не было.

И это называется борьбой с фальсификацией истории?

Ну, а финальная сцена "битвы в лесу", где несгибаемому герою, получившему несколько пуль в упор, помогают победить "хорошие американцы" (еще одна фига?), украсила бы собой любой малобюджетный голливудский боевик. Правда, лет 40 назад.

Единственное, что вышло неплохо в "Нюрнберге" – это показать сам суд, но ему в фильме уделено обидно мало времени. И реконструированный на "Мосфильме" в натуральную величину зал № 600, и немецкие актеры, изображающие бонз Третьего рейха, заслуживают похвалы. Особенно хорошо получился Геринг, да и Безруков в роли Руденко смотрится неплохо.

Но беда в том, что видя откровенную клюкву в том, что происходит за стенами Дворца Правосудия, зритель невольно начинает сомневаться и в достоверности судебной части фильма. А с ней-то как раз всё более или менее нормально.

Именно на самом суде и надо было сосредоточиться создателям "Нюрнберга". Ведь процесс над главными нацистами, длившийся с ноября 1945-го до октября 1946-го, изобиловал интригами и драматическими коллизиями, происходившими на фоне начинавшейся холодной войны. Об этом и надо сегодня рассказывать правнукам победителей гитлеровской Германии, а не лепить очередной фальсификат под видом "вновь открывшейся исторической правды"…

Наверное, когда министр Мединский в 2018-м выступил со своей инициативой, он думал, что к 75-летию Победы страна увидит новый "Тегеран-43", где грандиозное историческое событие становилось фоном для лавстори и служило предупреждением об угрозе возрождения нацизма. Тоже большой бюджет, съемки за рубежом, отечественные и иностранные звезды на экране, вмонтированные кадры кинохроники, переплетение реального и вымышленного, шпионские игры.    

Увы, Николаю Лебедеву оказалось далеко до Александра Алова и Владимира Наумова, и вместо нового шедевра получился пшик. Но раз это было понятно сразу, зачем надо было запускать сие творение в прокат?