О пользе прекрасного для внешней политики

Помнится, в прежние времена каждого мало-мальски важного иностранного гостя в Большой театр на балет водили. Именно, что на балет. Ну, не в оперу же? Что поймет, скажем, американский президент в "Борисе Годунове" или в "Хованщине"? Только умается за три с лишним часа слушания и ёрзания. Наутро следующего дня, когда придётся вести переговоры, будет зол и неуступчив. То ли дело, балет. Взять хотя бы "Лебединое озеро". И музыка дивная, и девушки легкокрылые порхают. И можно даже возмечтать о чём-нибудь несбыточном, и забыть на время про свою жену-стерву. А если в перерыве ещё и кое-что под добрую закуску подадут, то и запоёт душа чужеземная, и размягчится она. А наутро её на переговорах тёпленькой можно будет к рукам прибирать (если не допускать тяжёлого похмелья).

Был такой случай. Приехал в 1972 году в Москву американский президент Никсон. Газета "Правда" сообщила о его визите весьма скупо и неинтересно, а народ советский, вопреки своему обыкновению, встречать заокеанского гостя-агрессора не вышел. Побрезговал.

Пригорюнился тогда Ричард. А надо напомнить, что в тот год шла вьетнамская война. И так лихо она в тот именно год разбушевалась, что сам визит стоял под вопросом. Но война войной, а переговариваться по всяким вопросам всё равно надо. И повели тогда сумрачного и затаившего недоброе американца в Большой театр, на "Лебединое озеро". И видят наши наблюдатели, что потихоньку оттаивает "грубый Дик" (так его в Америке прозывали за то, что у него через слово ненормативная лексика из уст вылетала).

Оттаивает себе Дик, но не шибко. И тут случай помог. Переговоры на высшем уровне – это ещё и контакты переговорщиков пожиже. А то и вовсе разговоры на светские темы промеж сотрудниками "протокола". И тут наш протокольщик возьми и пожалуйся своему заокеанскому коллеге, что глаза бы его больше это "Лебединое озеро" не видели, а самого Петра Ильича Чайковского, - будь его, протокольщика, воля, - в Сибири бы сгноил.

- Как так?! - опешил его американский коллега.

- Да очень просто, - отвечает доведённый культурой до исступления советский жалобщик. - Каждый раз "Лебединое озеро" это проклятое! Я его уже пятьдесят восемь раз смотрел…

Тут-то американец и грохнул со смеху. Да так, что "грубый Дик" чуть куском осетрины не подавился. А когда ему рассказали, отчего его холоп так сильно зашёлся, то и сам конём заржал. И смотрел он уже второе действие в весьма приподнятом настроении. А там, если кто помнит, сплошная "интернационалка" на сцене: испанский, венгерский, неаполитанский танец, и даже немецко-французский.

И совсем растаял "грубый Дик", и подписал наутро всё, о чем его Леонид Ильич Брежнев по-дружески, по-свойски попросил.
А теперь что? Ну, не припомню, чтобы иностранных начальников на балет водили. К тому же само "Лебединое озеро" с 19 августа 1991 года объявлено произведением неблагонадёжным.