Глубокий смысл против вульгарной трактовки

Известны многие традиции и обряды приветствия при встрече людей. Римляне поднимали правую руку, которая превратилась потом в фашистскую "зигу"; франки снимали или приподнимали головной убор, что впоследствии трансформировалось в воинское отдание чести; апостолы протягивали друг другу таинственную "руку общения", которая стала ныне общераспространённым рукопожатием. А на Руси, как и во многих странах Востока, при встрече давали целование. Трудно представить себе более глубокое приветствие…

Всеобщее разрушение нравственности видит в поцелуе только сексуальное действие. Поэтому не только старинное русское приветствие целованием (да ещё у мужчин), но и целование руки благословляющего священника вызывает у многих отвращение.   

А между тем, легко увидеть, что у целования и исцеления – одинаковые корни слов. Это не случайно. Как по-русски приветствуют? "Здороваются" – желают здоровья. А в старину как здоровались? В Евангелии Христос упрекает Симона фарисея: "Целования не дал Ми еси", т. е. не поздоровался со мной.

Целовать – сообщать целость, как здороваться – желать здоровья. Не случайно многочисленные чудесные исцеления от святых икон и мощей совершались при целовании их. Поцелуем встречают новорождённого, поцелуй скрепляет таинство брака, и уходящему в последний путь дают последнее целование. Но даже Иуде Искариоту поцелуй вменяют в особое преступление, как будто он совершил нечто особо ужасное.

В чем же такая мистическая сила именно прикосновения губ?

В строении тела человека есть удивительные закономерности, которые при поверхностном взгляде малозаметны, и с ними сталкиваются только небольшое число профессиональных художников. Итак, вот как один из них раскрывает не очевидную, но ключевую структуру губ.

В анатомическом плане губы человека троичны по своей структуре, да ещё и разделены надвое. Подобная символика свойственна православному крестному знамению. Таким образом, в губах человека – предельно лаконичный символ христианской веры – в Святую Троицу и в две природы Христа.

И как тут не вспомнить слова апостола Павла: "Слово веры – Символ веры в Святую Троицу – находится буквально в наших губах…"

Когда на Руси при встрече целовали друг друга в уста, то этим совершалось взаимное исповедание православной веры. Именно поэтому во время пения Символа Веры священнослужители в алтаре целуют друг друга (сейчас в плечо, а в древности в уста) со словами "Христос посреди нас". Поэтому и Пасха, и пасхальное христосование – это целование со словами "Христос воскресе".