Под заявления об исключительно религиозном характере "поминовения шахидов" ханства-паразита, более века грабившего Русь, ДУМ РТ реанимирует опасный проект татарских экстремистов эпохи Ельцина, едва не отколовший республику от РФ
12 июня наша страна отмечает День России. Этот праздник был установлен 29 лет назад в ознаменование принятия в 1990-м I съездом народных депутатов Декларации о суверенитете РСФСР, сыгравшей существенную роль в развале Советского Союза. Запущенные тогда дезинтеграционные процессы не прекратились с распадом СССР: вдохновленные примером бывших союзных республик власти автономных образований в составе РФ также возжелали независимости, принявшись провозглашать свой суверенитет и принимать собственные конституции. Следствием этого стал разгул национал-сепаратистских движений под лозунгами "Прочь от Москвы" в Поволжье и череда кровавых конфликтов на Северном Кавказе. Понадобились многие годы и колоссальные усилия, чтобы обуздать региональную вольницу и не допустить превращения России в конгломерат враждующих квази-государств. Однако рецидивы той, казалось бы, давно ушедшей в прошлое эпохи периодически проявляются до сих пор. Так, в конце мая Духовное управление мусульман Татарстана постановило ежегодно отмечать "День памяти и скорби татарского народа" ("Хэтер коне"), в память о "батырах, павших за родину и религию" при взятии Казани войсками Ивана IV в октябре 1552 года. Тем самым ДУМ РТ фактически приняло эстафету у татарских националистов, пытавшихся легализовать это мероприятие с начала 1990-х. И какие бы оговорки не приводили муфтии, заявляя о "недопустимости политических спекуляций на теме взятия Казани", очевидно, что их затея не несет ничего, кроме разжигания межнациональной розни.
В 1990 – 2000-х "трагическую дату" покорения Казанского ханства первым русским царём Иваном IV, позже прозванным Грозным, упорно пытались "пробить" радикалы-националисты из Всетатарского общественного центра, стремившиеся через провоцирование конфликта татар и русских добиться отделения республики от России.
В декабре 2017-го наиболее активное отделение ВТОЦ в Набережных Челнах признано экстремистской структурой, в настоящее время рассматривается вопрос о запрете деятельности всей организации.
И вот сегодня идею "Дня памяти и скорби" по шахидам Казанского ханства, являвшуюся главным фетишем экстремистов из ВТОЦ, "неожиданно" подхватило ДУМ РТ. Правда, тут же появились оправдательные заявления, что это, мол, чисто религиозное начинание, не имеющее отношения к политике, что "Хэтер коне" нужен только для "поминовения усопших и убиенных" и "не несёт признаков национальной ненависти", а руководство Татарстана не имеет никакого отношения к этой затее… Но можно ли им верить?
Не секрет, что ДУМ РТ имеет тесные связи с республиканской властью и никогда не выступает с громкими инициативами, предварительно не согласовав их на политическом уровне. Так что наверняка за "Днем памяти и скорби" стоят люди, связанные с высшим руководством Татарстана.
Какие цели они преследуют, пока понять трудно. Но то, что "Хэтер коне" может подорвать межнациональный мир, это факт. Духовенство в Татарстане пользуется огромным авторитетом у татар-мусульман, и если на духовно-религиозном уровне начать регулярно, из года в год, проклинать царя Ивана Грозного, то очень быстро можно посеять семена вражды ко всему русскому народу. Если кто забыл, в конце 1980-х в Чечне всё тоже начиналось с "исторического обоснования" того, что "гордый и миролюбивый народ нохчий" когда-то стал "невинной жертвой агрессивной Российской империи" – результатом такой пропаганды стали две кровавые войны…
При этом руководители Татарстана всегда яростно выступали против любых празднований и дат, которые являются спорными для обоих народов. В 2005 году тогдашний глава республики Шаймиев резко выступил против празднования 625-й годовщины Куликовской битвы.
Президент Республики Татарстан (1991 – 2010) Минтимер Шаймиев:
"…Мы озабочены тем, что под видом патриотического воспитания молодёжи вносится раскол в обществе и сеется межнациональную рознь… Какой патриотизм способен воспитать "День победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве 1380 года"? Кому нужно в многонациональной стране противопоставлять один народ другому? Представлять татар вечно виноватыми, искать и находить внутреннего врага?"
Тогда власти Татарстана, буквально забросавшие Кремль подобными посланиями, добились своего. Юбилей битвы, сыгравшей огромную роль в объединении Руси, прошёл очень скромно, не выйдя за пределы Тульской области. И до сих пор годовщина победы на Куликовом поле фактически остается сугубо региональным событием, о котором почти не упоминают на федеральном уровне.
Ситуация повторилась в 2019 году, когда губернатор Калужской области Анатолий Артамонов пытался широко отпраздновать юбилей знаменитого "Стояния на Угре" 1480 года, положившего конец монголо-татарскому игу. Многие регионы тогда поддержали инициативу Артамонова, выразив готовность принять участие в торжествах. Но опять резко против выступил Татарстан с теми же доводами "о недопустимости противопоставлять татар и русских". И снова Кремль прислушался к Казани – праздник остался региональным…
Не покидает ощущение, что власти Татарстана восприняли уступки федерального центра за слабость и решили перейти на фронте исторической памяти от "обороны" к "наступлению". Отсюда и инициатива ДУМ РТ – если Москва промолчит, то можно идти и дальше, сделав "День памяти убиенных татарских воинов от рук злодея Грозного" светским и общереспубликанским. А там глядишь, дойдет и до требований покаяния и выплат "за геноцид предков", которыми регулярно донимают Россию поляки, прибалты, чехи…
Очевидно, инициативу ДУМ сегодня следует пресечь самым жёстким образом, а заодно громко напомнить татарстанским начальникам историческую правду, которую они явно не хотят знать. Она заключается в том, что в 1552 году царь Иван Грозный ликвидировал не просто Казанское ханство, а самое настоящее разбойничье гнездо, которое более века страшно терзало русские земли. К примеру, Нижний Новгород не раз дотла сжигался казанцами, в год порой случалось по несколько набегов. Татарские воины тысячами угоняли русских людей в полон – Казань в те времена стала одним из крупнейших невольничьих рынков Восточной Европы. Торговля рабами из владимирских, рязанских и нижегородских земель являлась важнейшим источником доходов ханства. Недалеко от Нижнего, вниз по Волге, есть село Кадницы, которое пятьсот лет назад казанские разбойники превратили в сортировочный пункт: после очередного набега именно там ханские воины разбирались, какую добычу им послал Всевышний, – старых и больных убивали, детей разлучали с родителями, молодых и выносливых связывали как скот, чтобы гнать дальше. До сих пор в тех местах во множестве находят кости несчастных пленных.
Особо тяжёлая ситуация сложилась во второй четверти XVI столетия, когда будущий царь Иван IV был ещё мал, а ближние бояре больше занимались взаимной враждой, чем защитой Руси. Тогда Казань обнаглела окончательно – шайки казанских разбойников почти беспрепятственно разоряли страну, добираясь до Перми, Устюга, Вологды, Мурома, Владимира. Неудивительно, что в сознании русского народа Казанское ханство воспринималась как настоящее царство зла...
Подросший царь Иван Грозный покончил с проблемой раз и навсегда. В 1552 году московские войска двинулись на Казань. По пути к ним присоединились представители поволжских народов – мордва, чуваши, марийцы, примкнуло к армии и немало татар, которым до смерти надоела авантюристическая политика казанских ханов. После двухмесячной осады царские воины жестоким штурмом взяли город, не щадя никого и ничего. Ожесточение русских во многом объяснялась именно тем, что они мстили за былые унижения, за опустошительные набеги, за кровь родных и близких. Впрочем, взятие Казани было ничуть не более зверским, чем прочие подобные военные операции той эпохи (в тогдашней Европе религиозные войны велись гораздо более страшными методами и способами).
Более того, покорение Казани и её включение в состав России фактически спасло татарский народ. Да, да, именно так – ведь судьба подобных государств-паразитов, чья экономика базировалась исключительно на работорговле, всегда была печальной. Вспомнить хотя бы Хазарский каганат – крупнейший центр работорговли в раннем средневековье в междуречье Дона и Волги. Хазары своими регулярными походами за рабами вывели всех своих соседей буквально из себя, и однажды они ведомые князем Святославом не просто разгромили каганат, уничтожив его государственность, но и вовсе пустили под нож всё население Хазарии, вплоть до грудных младенцев… Так что татарам в этом плане ещё повезло, и Москва вполне могла бы напомнить об этом всем здешним националистам – как явным, так и скрытым.