О роли Николая II, Милюкова и лорда Бальфура в создании Израиля
В около-патриотической общественности модно стало рассуждать о том, сколь много сделал последний русский царь для процветания России в будущем. Он и город Мурманск с незамерзающим портом повелел построить, и железную дорогу к нему проложить приказал, и Турксиб при нём проектировали, и ДнепроГЭС… По этой логике, император со временем добился бы немалых успехов, кабы не большевики. Ну, коли так, то и мы рискнём поговорить об одной задумке императора, которая осуществилась, но потом. Сильно потом.
Наверно, все уже знают, что очень большая заслуга в окончательном создании Израиля принадлежит товарищу Сталину, который после Второй мировой войны провёл такое решение через только что созданную ООН. Ещё многие слышали, что самый-самый первый шажок к появлению на карте мира еврейского государства был сделан во время Первой мировой войны, когда английский лорд Бальфур 2 ноября 1917 года отправил Ротшильду (тоже лорду) коротенькое письмецо следующего содержания:
"Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа, и приложит все усилия для содействия достижению этой цели; при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране…"
Однако с какой стати Британская империя вдруг так озаботилась судьбой евреев и так прониклась сочувствием к идеалам сионизма?
Оно, конечно, на дворе мировая война, и чтобы привлечь к борьбе с Османской империей всякие-разные народы внутри неё, все средства будут хороши – от Лоуренса Аравийского, поднимающего на "освободительную борьбу" арабов, до обещаний (самых расплывчатых и туманных) еврейским активистам.
А сколько тех активистов в Палестине имелось? С чего вдруг им что-то сулить и что Британия от их действий может получить? Ответ прост: ничего. Никаких акций, хотя бы отдалённо сопоставимых с набегами арабских племен на тылы турецкой армии в будущем Израиле не наблюдалось. Так зачем же понадобилось англичанам что-то там обещать про "очаг"? А вот затем… Просто так в большой политике ничего не бывает, и у англичан имелись свои резоны. Впрочем, к собственно еврейскому населению Святой земли отношение они имели очень отдалённое.
В общем, так: одним из результатов Первой мировой войны должен был стать раздел Османской империи. И коль скоро союзники посулили России черноморские проливы, то себе наметили кусочки повкуснее. Англичане нацелились на Кипр и Мессопотамию (будущий Ирак), французы положили глаз на Ливан и Сирию…
А вот с Палестиной вышла закавыка: на Святую землю предъявили права все сразу. В том числе и Россия, которая в марте 1915 на волне военных успехов тихо-мирно-закулисно договорилась с Францией о том, что в понятие "Сирия" будут входить ещё и Ливан, и Палестина. Таким образом, царь Николай II поддержал самые смелые французские замыслы, а взамен французы пообещали что особо значимый для православных христиан район святых мест (включая Вифлеем и пол-Иерусалима) будет передан "под покровительство" России.
Англичане, узнав о такой сделке, слегка обалдели, но деваться было некуда, ссориться с союзниками во время войны невозможно. И начались новые переговоры, которые в апреле 1916 года завершились так называемым соглашением Сайс-Пико. По нему России твердо обещались черноморские проливы и большая часть Палестины, которая должна была перейти под управление "международной администрации" под русским главенством.
Николай II таким образом превращался в "хранителя ключей от Гроба Господня", а Россия получала форпост на Ближнем Востоке (только без "английской" Хайфы и "французской" Галилеи).
Однако этот дипломатический триумф оказался недолговечен. В феврале 1917 года в России началась революция, царя не стало, но Временное правительство о Палестине не забыло. 29 апреля 1917 года новый российский министр иностранных дел Павел Милюков писал послу в Лондоне: "Мы считаем необходимым участие нашего отряда в международной оккупации Иерусалима и святых мест, где у нас имеются интересы первостепенной важности". С этой целью Милюков предлагал снять русские части с Балканского фронта и переправить их в Иерусалим.
Пожелания эти были, разумеется, в Лондоне проигнорированы, благо, самого Милюкова вскоре из Временного правительства вытолкали…
И тогда в Англии решили, что можно было бы Святую землю и того… переделить.
Вот только под каким предлогом? А известно каким – ради создания того самого "еврейского национального очага", в который обязательно должна войти не только Хайфа с окрестностями, но и вся "библейская Палестина", включая и "французскую" Галилею.
Дипломатический манёвр вполне удался. Вскоре после появления "декларации Бальфура" в России к власти пришли большевики, а французам в конце 1917 года (после неудач на германском фронте) было уже не до Галилеи.
И все были довольны – и англичане, которые в очередной раз всех провели, перекроив шкуру ещё не убитого османского медведя в свою пользу, и сионисты, которые на деньги Ротшильдов принялись активно скупать арабские земельные участки (как раз возле Хайфы и Галилеи, ага). Так и начал формироваться компактный "очаг"...
А если бы царь Николай и Милюков-Дарданелльский не проявили столь живого интереса к Святой земле, то что было бы? Да, скорее всего, ничего. Никто бы о чудаках-сионистах и не вспомнил.