Реальная история побега советских военнопленных из немецкого концлагеря на захваченном "хейнкеле" настолько фантастична, что сценаристам почти ничего не пришлось придумывать
У отечественного кинематографа стало традицией приурочивать ко Дню Победы выход новых фильмов о войне. Как правило, подобная "датская" продукция не отличается ни высоким качеством исполнения, давая повод для справедливых упреков в перевирании истории, ни внятным посылом, оставляя зрителей в недоумении по поводу авторского замысла. Однако бывают и исключения, одним из которых стала картина Тимура Бекмамбетова "Девятаев", вышедшая в прокат к 76-й годовщине разгрома нацистской Германии. Фильм рассказывает об уникальном историческом факте – побеге в феврале 1945-го группы советских военнопленных во главе с летчиком Михаилом Девятаевым на немецком бомбардировщике со сверхсекретного нацистского объекта Пенемюнде, где гитлеровцы испытывали свое Wunderwaffe – крылатые ракеты "Фау-2". Для зрителей, не знакомых с этой историей, увиденное на экране выглядит как фантастический вымысел, далеко выходящий за рамки правдоподобия – настолько невероятно сплетение обстоятельств, позволивших главному герою и его товарищам выжить в нечеловеческих условиях плена, совершить удачный побег и все-таки добраться до своих. Между тем, каких-то больших натяжек и очевидных неточностей в фильме Бекмамбетова нет, и он действительно показывает всё, как было. Ну, почти…
Надо отдать должное команде создателей "Девятаева", при написании сценария они не поленились не только проштудировать знаменитый очерк Василия Пескова в "Комсомолке", буквально открывший стране 36 лет назад подвиг узников Пенемюнде, но и внимательно изучить изданные еще в годы махрового "застоя" книги самого героя-летчика "Побег из ада" и "Полет к солнцу".
По крайней мере, в фильме присутствуют все ключевые эпизоды невероятной истории Девятаева, пусть и не всегда воспроизведенные с документальной точностью, но так и фильм художественный. Неравный воздушный бой 13 июля 1944-го в небе над Галицией, попадание в плен (показанной в кино перестрелки с немцами на земле не было, Девятаева гитлеровцы захватили в бессознательном состоянии), отказ от посулов власовских агитаторов, призывавших переходить на сторону немцев, неудачный побег из лагеря в Лодзи (в реальности летчик, повредивший ногу, когда выпрыгивал из горящего истребителя, рыл с товарищами подкоп, а не бежал ночью по аэродрому в свете прожекторов под крики "Nicht schießen!"), подмена подпольщиком-парикмахером в Заксенхаузене учетной карточки военнопленного, спасшая Михаила Девятаева от крематория и превратившая его в Григория Никитенко, "освоение теории" взлета на "Хейнкеле" на обломках разбитого бомбардировщика, экзекуции и обыски в лагере, отложенный приговор "10 дней жизни" за расправу над провокатором, убийство часового и проникновение в самолет, две неудачные попытки взлететь и наконец подъем тяжелой машины в воздух, полет с неубранным шасси, погоня немецких истребителей, жесткая посадка на заснеженном поле и встреча с советскими автоматчиками.
Единственная существенная выдумка сценаристов – появление "заклятого друга" главного героя обер-лейтенанта люфтваффе Николая Ларина, который считался погибшим, но на самом деле пошел на службу к немцам. Несмотря кажущуюся сказочность такого поворота, нечто подобное могло быть в реальности – в ходе войны на сторону немцев перешли несколько десятков попавших в плен советских пилотов, в т.ч. два Героя Советского Союза, некоторые из них действительно воевали против бывших сослуживцев. Более того, в лагере в Лодзи Девятаев действительно встретил своего земляка и друга детства Василия Грачева, также попавшего в плен, но на уговоры гитлеровцев не поддавшегося.
Зато такой прием позволил Бекмамбетову, фактически первый раз обратившемуся к военно-исторической тематике в своей карьере, если не считать его дебютный "Пешаварский вальс" об афганской войне, раскрыть характер Девятаева и объяснить его мотивацию. Это не нужно зрителям старшего поколения, но необходимо для молодежи. Для нее авторы припасли несколько захватывающих визуальных аттракционов, создающих иллюзию присутствия в кабине боевого самолета, а для их родителей и бабушек-дедушек – сквозной саундтрек в виде советского хита про "любимый город, который может спать спокойно".
При этом "Девятаев" заметно выигрывает у других недавних отечественных фильмов о побеге из нацистского плена – "Собибора" и "Т-34". У первого за счет зрелищности, динамизма, внятного сюжета и убедительности актеров, у второго за счет основы на реальной истории, умеренности в использовании спецэффектов, лучшего кастинга и отсутствия откровенных ляпов. Более того, создатели "Девятаева", использовавшие ту же модель противостояния героя и его антипода, не удержались от троллинга танкового опуса с Петровым и Ко ("А если тебе танкиста приведут, мы из лагеря на танке убежим?").
Снимать в России художественные фильмы о Великой Отечественной – дело неблагодарное. Если четко следовать исторической хронике, почти всегда получается скучно и выспренно, если пытаться придать сюжету динамизм за счет выдуманных коллизий, легко наткнуться на упреки (часто справедливые) в искажении прошлого, а то и глумлении над памятью предков. Несмотря на 76 лет, война оставила слишком глубокий след в генетической памяти народа, до сих пор не оставляя людей равнодушными к интерпретации ее событий.
Сделать кино одновременно интересным и историчным редко кому удается. Хотя в адрес "Девятаева" также высказано много критики "патриотами" и "заклёпочниками", которые всегда находят к чему придраться, фильм у Бекмамбетова, судя по отзывам простых зрителей, получился скорее удачным, чем провальным. Впрочем, не меньшая заслуга в этом принадлежит Герою Советского Союза Михаилу Петровичу Девятаеву и его девяти товарищам, с которыми он совершил свой легендарный и почти мистический побег из ада…