Актёры, год назад выступившие с критикой государства и уехавшие из страны, сейчас устраивают "гастрольные набеги" на сцены российских городов, рассчитывая, что публика не успеет разобраться в их политической позиции
Актриса Лия Ахеджакова уволилась из труппы театра "Современник". Учитывая ее "гражданскую" позицию, решение пусть запоздалое, но правильное: ведь нехорошо как-то – получать зарплату от государства ("Современник" финансируется из госбюджета), которое осуждаешь и за действия которого приходится извиняться перед всем миром. Чтобы быть до конца последовательной, Лии Меджидовне стоит ещё отказаться и от пенсии с надбавками за звание народной артистки (народ ведь в России власть поддерживает, а она – нет) и госнаграды, но, может, это ещё впереди. Однако не все коллеги Ахеджаковой по творческому цеху, придерживающиеся сходных с ней взглядов на российскую действительность, отличаются такой же принципиальностью. Например, осудивший "агрессию" и еще год назад уехавший в США заслуженный артист РФ Данила Козловский не только продолжает числиться в труппе петербургского Малого драматического театра (тоже государственного), но и намерен 20 апреля явить себя на его сцене публике в роли Гамлета. И таких как он – покинувших Россию в знак протеста, но периодически совершающих "набеги" в "эту страну", чтобы подзаработать, – среди нашей бывшей культурной "элиты" много. Как говорил незабвенный Полиграф Полиграфович: "Я без пропитания оставаться не могу. Где же я буду харчеваться?" Так выходит?
В связи с намерением Козловского как ни в чем не бывало вернуться в Россию за гонораром (не из любви же к русскому зрителю актер, еще задолго до СВО рассказывавший, как не любит русский народ, едет) в Генпрокуратуру поступило обращение с просьбой проверить, не подпадают ли его высказывания под статью о дискредитации российской армии.
Аналогичный запрос поступил в ведомство и в отношении ещё одной противницы СВО заслуженной артистки Чечни певицы Дианы Арбениной, собиравшейся погастролировать по Поволжью, но столкнувшейся с массовой отменой своих концертов из-за недовольства общественности.
Заслуженного артиста РФ Валерия Меладзе прокуратура уже проверяет, причем сразу на предмет финансирования ВФУ. Оскандалившийся в январе с бандеровской кричалкой певец тоже хотел подзаработать на выступлениях в российской глубинке, но они так же были отменены в связи с нежеланием жителей Ростова-на-Дону, Новосибирска, Барнаула, Кемерово и других городов видеть у себя человека с "дуалистичной позицией".
Но правоохранители проверяют не всех, кто пожелал на время выбраться из эмиграции, чтобы поправить свое материальное положение за счет российской публики, а затем вернуться в Ригу, Дубай или Хайфу, откуда дальше слать свое презрительное "фи" "этой стране" и ее "неправильному" народу. Так, 20 апреля партнёршей Козловского в "Гамлете" должна выступить народная артистка РФ Ксения Раппопорт, которой 24 февраля 2022-го стало не только "очень страшно", но и "очень стыдно", причем настолько, что она поспешила покинуть Россию.
Теперь вот возвращается. Причем родным Санкт-Петербургом она ограничиваться не намерена. 18 мая во Дворце молодежи в Екатеринбурге анонсирован спектакль "Эйнштейн и Маргарита" с ее участием. Цена билетов доходит до 7 тысяч рублей, и учитывая вместимость зала (1380 человек), можно неплохо заработать.
Помимо Раппопорт, организаторы антрепризы решили "порадовать" екатеринбуржцев еще одним "сюрпризом". С ней на сцене в роли изобретателя теории относительности появится народный артист РФ Алексей Серебряков, которому стало стыдно и неуютно жить в "этой стране" задолго до СВО. Еще 10 лет назад он перебрался в "цивилизованную" Канаду, бросив на прощание разочаровавшим его соотечественникам:
"Хам победил. Вообще, я подустал от происходящего в России. Можно сказать, сбежал, не выдержал. Жизнь коротка, и я не могу и не хочу больше ждать, когда народ поумнеет. У нас абсолютно рабская психология!"
Впрочем, такое отношение, которое за прошедшие годы не поменялось, и даже стало еще более радикальным после начала СВО, ни сколько не мешало Серебрякову активно сниматься в фильмах российских режиссеров, естественно, не за бесплатно. Теперь он намерен подзаработать и на сцене уральского мегаполиса.
И подобных примеров, когда "звезды", открыто выступившие против России и ее народа, сейчас планируют "гастрольные набеги", чтобы "подхарчиться", достаточно много. Главное здесь – молниеносность – анонсы появляются за несколько дней, причем именно в конкретной географической точке, избранной для гастролей. Пока общественность среагирует и поднимется шум, артист уже успел выступить, получить деньги и благополучно релоцироваться.
Расчет делается на то, что далеко не все в России знают, какую именно позицию по текущей ситуации занимает та или иная "звезда" – не все же попадали в эпицентр громких скандалов, как Меладзе. Потенциальные зрители, видя знакомое имя на афишах, думают так: если человек выступает на государственной площадке, значит, наверное, он "за наших", и покупают билеты, фактически спонсируя тех, кто не хочет иметь с Россией и ее народом ничего общего.
Но что, если людям помочь разобраться? Почему бы не сопровождать анонсы мероприятий с участием таких артистов пометкой: выступил против СВО, в феврале (марте, апреле и т.д.) 2022 года покинул Россию. Чтобы избежать претензий, лучше сопроводить ее конкретной цитатой, проясняющих позицию человека. Если он с этим не согласен, пусть публично выступит с опровержением, но не в духе "я за мир и добро, и чтобы никто не воевал", а "настоящим заявляю, что был не прав, всё осознал, Россия – моя Родина, я буду с ней". Тогда плашка снимается.
Ну, или пусть поступают как Ахеджакова. А то как-то не хорошо получается: страну и ее народ ругаем, но денежки от них берем. Шариков у Булгакова тоже так поступал, но все мы знаем, чем это закончилось.