Про злой фильм, где всё с приставкой "не"
В прошлые века был очень популярен такой жанр – комедия положений. Жанр очень сложный, так как при всей непредсказуемости обстоятельств требует, прежде всего, чёткого сюжета. Примерами могут служить "Комедия ошибок" Шекспира, "Женидьба Фигаро" Бомарше, "Ревизор" Гоголя. И вот однажды к новогоднему столу подали фильм, начав смотреть который, я аж подпрыгнула, забыв о салатах и колбаске – "Ирония судьбы или с лёгким паром". Я тогда писала курсовую работу по средневековой английской драматургии и – ну, надо же! – вот же она, наша родная "комедия положений". И пошла потеха! Смех за кадром включать не требовалось.
Хихикая у экрана, я задним умом анализировала, насколько точно по "классике жанра" движутся авторы фильма и перейдёт ли комедия курьёзов в комедию нравов. Так и не понимаю до сих пор, перешла или нет… Потому что Ипполит хоть и ревнивец, но в создавшейся ситуации кто бы не заревновал? Если такие есть, бросьте свой камень.
Комедия нравов (или комедия характеров) – тоже комедийный жанр, который требует от автора таланта и гражданской позиции. "Тартюф" Мольера, "Горе от ума" Грибоедова - образцы не столько комедии, сколько социальной сатиры. На них, скорее, криво усмехаешься, нежели весело смеёшься.
А что же в "Иронии судьбы"? Помню ясно: с появлением Ипполита я хихикать не перестала – мы-то, зрители, видели, как всё происходило, а он не верит! И поделом ему! Хи-хи.. тёпленькая пошла… И невеста протрезвевшего москвича – курица ещё та. Мы-то видели, знаем… А она не то своим опытом, не то своими комплексами замордованная, тоже не верит… И поделом ей!
И всё-таки смотришь и мысленно прикидываешь: а если бы невеста в Москве поверила в приключившийся с женихом Женей курьёз, и Женя, протрезвев, ушёл бы из квартиры незнакомой женщины, посидел бы в подъезде до утра, а потом поймал бы такси? Или дальше по сюжету: если бы Ипполит поверил Наде, посмеялся бы вместе с нами над Женей или просто выставил бы его за дверь, чтобы поскорей сесть за новогодний стол? Женя в это время улетел бы в Москву, приехал к своей невесте, которая покуксилась бы ещё какое-то время, что естественно для девушки, которой испортили новогодний праздник, но не более. И что, всё? Ну да, все счастливы. За кадром – дважды свадебный марш. Молодец Ипполит, молодец невеста Жени. С таким женихом и с такой невестой счастливыми будут и Женя, и Надя.
И в первом (рязановском), и во втором (гипотетическом) сюжетах до конца соблюдены законы жанра; комедия заканчивается простым и вечным назиданием: любишь – значит, веришь.
Только во втором случае назидание совершенно в духе советского до-оттепельного кинематографа. Тогда все произведения искусства старались выудить из людей лучшие их качества и черты характера. Или просто что-то хорошее в них как-то взбодрить, что ли… Общество жило надеждой на лучшее будущее. Тепло было тогда в наших домах. Поэтому и назидание здесь доброе. В утвердительной форме.
А у Рязанова назидание злое. Всё с частицей "не". Не веришь – значит, не любишь. Пить не нужно. Дома строить однотипные тоже не следует. И на чужом несчастии своего счастья не построишь. И бедный Женя, бедная Надя… Как бы не сюсюкались эти двое друг с другом в финале, не видать им счастья, если поженятся. Не будет в их доме настоящего, не замутненного чужой болью душевного тепла.
Но когда мы хихикали у экранов над человеческим недоверием и предательством, в наших домах хотя бы физически было тепло, батареи зимой нормально грели. И кому из советских людей пришла бы тогда в голову дикая мысль: если в России начнёт уходить тепло из человеческих душ, не уйдет ли оно и из наших домов? В прямом смысле, в физическом. Вспомните себя в те годы: если бы вам кто-то сказал, что возможен такой "процесс", вы бы поверили?
Под новый 2019 год взорвался очередной дом. Потом все оклемались, присели-таки за праздничные столы, прослушали поздравление президента. Больше ТВ вменяемые люди не включали – такой вакханалии маразма, как в этот раз, ещё не бывало. Но многие хотя бы посидели вместе, в тепле и уюте, закусили…
В том доме, в Магнитогорске тоже хотели посидеть в тепле, с салатом оливье и "Иронией судьбы". Салаты, закуска, фильмы – это пока реально даже для очень небогатых. А вот самое главное для многих из нас уже не реально. Тепла в домах нет. Не дает новый общественный строй нам нормального тепла. Ну, нету у власти тепла для "очень небогатых"! И люди греют свои дома сами. Как могут, порой неправильно, опасно…
Да снимите же кто-нибудь "Иронию судьбы-3" – про верящих и преданных Надь, Ипполитов, Жень… Про тепло в душах. Рейтинг зашкалит. Потом и другие подтянутся, шажок за шажком… Так бывает в истории, и начнётся обратный процесс.