Выступления режиссеров Учителя и Богомолова на ПМЭФ показали, насколько наша "культурная элита" всё еще тесно связана с Западом и далека от собственного народа
Оказывается, завершившийся ПМЭФ-2023 служил площадкой не только для обсуждения вопросов, связанных с тем, как России лучше и эффективнее противостоять западным санкциям, о чем нам рассказывали в новостях, но и для озвучивания призывов совсем иного, "примиренческого" и даже капитулянтского свойства. Отличились в этом плане, что почему-то неудивительно, мастера культуры. Так, известный кинорежиссер Алексей Учитель взял и заявил на полях питерского форума, что России в этом году надо обязательно выдвигать свой фильм на "Оскар". По его мнению, "это не только политика, это искусство" и "те люди, которые занимаются кино, не должны страдать от этого", видимо, имея в виду состояние отношений России с коллективным Западом. Мол, так мы сможем "понять друг друга и наладить отношения". Не правда ли, знакомая риторика? Поддержал коллегу, правда, зайдя с другого фланга, режиссер Константин Богомолов, использовавший трибуну ПМЭФ, чтобы вновь заявить, что уехавшим из страны деятелям культуры нужно разрешить вернуться, дабы работать на её благо. Вот оно как выходит: один предлагает, презрев геополитические реалии, восстановить "культурный диалог" с США, другой – понять и простить…
У тех, кто узнал о заявлении Учителя насчёт "Оскара" только из новостных заголовков, могло сложиться ощущение, что Алексей Ефимович последние полтора года пребывал в летаргии и только что внезапно пробудился, считая, что на дворе по-прежнему "довоенный" 2021-й.
Впечатление это ошибочное – из полного текста сообщения можно понять, что всё это время маститый кинодеятель и отец дочерей несостоявшейся героини России "космонавтки" Юлии Пересильд был с нами где-то рядом. По крайней мере, он в курсе, что в минувшем году Россия картин на американскую кинопремию не выдвигала, и считает это ошибкой, которую нужно сейчас исправить.
Мотивирует свою точку зрения Учитель примерно так же, как "горбачёвы" из мира спорта, настаивающие, что наши спортсмены должны обязательно участвовать в международных соревнованиях в нейтральном статусе без флага, гимна и прочей ерунды национальной символики.
Мол, люди всю жизнь тренировались-готовились – кто к пьедесталам на забугорных стадионах, кто к красным дорожкам на "Оскаре" и европейских кинофестивалях. И что теперь труд всей их жизни псу под хвост? Это ж не справедливо, они "не должны страдать"!
А кто, спрашивается, должен? Военные, мобилизованные, добровольцы, их семьи и прочий "плебс"? По логике Учителя и его "единомышленников", выходит, что именно так, а для "безумно талантливых" творцов и спортсменов надо делать исключения.
Но если бы мы так рассуждали в годы Великой Отечественной, не было бы никакой Победы, для достижения которой народ мобилизовался и отдал буквально всё, во многом как раз потому, что видел, что элита страны – культурная, спортивная, политическая – с ним в одной лодке. Почему сейчас должно быть иначе?
Опять же, кто сказал, что полностью самореализоваться и раскрыть свой потенциал можно лишь, добившись признания на Западе? На "Оскаре" и Каннах с Венецией, что свет клином сошелся? Почему не снимать кино для России или стран "третьего мира", рассказывая о славных страницах нашего прошлого и жизни современников? Или без модной в Европе и США "повесточки" и обязательной чернухи а-ля Звягинцев-Досталь-Серебренников-Вырыпаев это сделать слабо?
И что, спрашивается, ещё должна сделать американская Киноакадемия, уже установившая для потенциальных обладателей своего приза расовые, гендерные и ЛГБТ квоты, чтобы навсегда отбить у наших кинодеятелей желание участвовать в этом балагане, занявшись наконец внутренним российским рынком?
А по нему, родимому, уже вовсю тоскуют творческие "эмигранты", об интересах которых печётся коллега Учителя господин Богомолов, совмещающий режиссерскую деятельность с "работой" мужем "кровавой барыни". Уже не первый раз он заходит на облюбованную тему, призывая общество "понять и простить" и настаивая, что без сбежавших "талантливых и энергичных" наша культура совсем погибнет:
"Некая непримиримость – это свойство слабости. Мы должны быть сильными, и нельзя в такой подростковой обиде говорить: "Да и не нужны". Если люди хотят, готовы, если люди поняли, что ошиблись, то надо дать им возможность, уверен, надо дать им возможность возвращаться и работать в своей стране и на благо своей страны и зрителей".
Так и хочется поинтересоваться у оратора, а кто ж им мешает? Если находясь за рубежом не наговорили/написали на пару-тройку статей УК РФ, пусть возвращаются. Публично объяснят народу причины свой поспешной релокации, признают, что без Родины им жизни нет и впредь готовы делить с ней и с народом все радости и горести, и после этого, добро пожаловать на сцену. А там люди решат, насколько искренне у них это получилось. В чём проблема-то?
Но почему-то кажется, что, рьяно убеждая страну в необходимости камбэков "испуганных патриотов" якобы ради её же блага, Богомолов преследует несколько иную цель – дать им возможность вернуться к зарабатыванию денег на российских зрителях без каких-либо объяснений/покаяний. А в идеале надо ещё, чтобы мы дружно попросили эмигрантов вернуться.
Иначе, зачем с упорством, достойным лучшего применения, вновь и вновь возвращаться к уже не раз проговоренному? Успокойтесь, уже, пожалуйста, Константин Юрьевич, народ вас услышал, посыл расшифровал, ответ отрицательный. Займитесь уже чем-нибудь действительно полезным.