К большому сожалению, у рычагов механизмов, формирующих массовое сознание в России, всё ещё находятся те, кто сочувствует релокантам и испытывает приступы изжоги при слове "патриотизм"
Борьба государства с сетевыми сервисами и СМИ, нарушающими "патриотические" нормы законодательства, вроде запрета ЛГБТ-пропаганды и необходимости маркировать всё, что связано с иноагентами, напоминает битву Геракла с лернейской гидрой. Правда, с той поправкой, что эпический герой в ней не очень усердствует, полагаясь на то, что удар по одной голове чудовища послужит назиданием другим, и они больше не станут пакостить. Увы, это так не работает, и на один положительный пример (после недавних штрафов "Кинопоиску" за популяризацию педофилии принадлежащая тому же владельцу "Яндекс.Музыка" закрыла доступ к альбому релокантской группы "Каста") приходится несколько обратных. Словно играя с РКН и Минюстом в кошки-мышки, МТС продвигает российским слушателям творчество иноагентов из Би-2, а платформа Wink предлагает подписчикам насладиться просмотром юбилейного концерта иноагента Макаревича. Естественно, без положенного уведомления о том, чье творчество популяризируется. Про регулярное запихивание в рекламу на отечественном ТВ персонажей, выступавших против СВО, и говорить нечего – это уже стало массовым явлением. Но почему так происходит, и долго ли ещё будет длиться?
То, что в России "нет никакой демократии, свободы слова и вообще царит тоталитарная диктатура", а на Западе всё наоборот, считается многими, в том числе и у нас, такой же аксиомой, как Земля вертится вокруг Солнца, а Волга впадает в Каспий.
Но можете ли вы себе представить, чтобы в "чтущих свободы и права человека" Штатах сервис быстрых платежей рекламировал певец, осуждающий поставки Вашингтоном оружия киевским нацистам, на киноплатформах крутили фильмы с актёрами, которые донатят ближневосточным террористам, убивающим американских солдат, музыкальные платформы продвигали творчество коллективов, призывающих снять санкции с Ирана, а ведущие СМИ добросовестно пересказывали, что думают о ситуации в стране сбежавшие из неё "в знак несогласия с агрессивной политикой Байдена" бывшие селебрити. Или, скажем, чтобы в жюри проходящего в США международного циркового конкурса пригласили братьев Запашных, как это недавно сделали в Цирке на Цветном бульваре, позвав судить на фестивале "Артист" ярую бандеровку из Австралии.
Вот и мы нет. Но в "тоталитарной" России такое в порядке вещей. Включите любой телеканал, и не пройдет получаса, как в рекламном ролике или каком-нибудь шоу мелькнёт лицо персонажа (а то и сразу нескольких), который, опубликовав в конце февраля 2022-го в соцсетях чёрный квадратик, свалил из "этой страны" в ту, что "не воюет со своими соседями", а потом, увидев, что быстрой победы "сил добра над Мордором" не случилось, вернулся обратно, чтобы как ни в чём ни бывало продолжать зарабатывать здесь.
Счёт таких уже идёт на десятки, и никто из них даже не удосужился не то, что покаяться, а хотя бы просто признать, дескать был не прав, смалодушничал, не поверил в страну и народ, но отныне и до самой смерти их не бросит. Всё у них и так хорошо – зачем лишний раз унижаться перед плебсом.
Более того, регулярно сигналят о том, что рассчитывают вернуться к оставленной кормушке, "когда придёт время", те, кто пока продолжает находится в "творческой эмиграции". Только за последнее время на эту тему высказались иноагенты Хаматова и "Би-2", не удостоенная этого статуса дочка "мадам Брошкиной", а также экс-телеведущий Познер, пригрозивший скоро "порадовать" отечественную публику своим новым "шедевром" о путешествии по Турции.
Не задумывались, кому адресованы эти призывы "вспомнить о нас, таких талантливых и востребованных"? Вовсе не народу, который и рад бы не вспоминать никогда о предавших его "звёздах", да только не дают.
Услышать и правильно считать эти игривые намеки должны руководители телекомпаний, продюсерских центров, концертных площадок, театров, музеев, цирков и прочих учреждений культуры, СЕО стриминговых сервисов и платформ, главреды сетевых изданий и иные топы, дающие доступ к массовому зрителю/слушателю и их кошелькам, которые полностью разделяют взгляды убегантов-релокантов и, задействуя связи в высоких кабинетах, работают на их возвращение.
Да, за 2,5 года общество в значительной мере избавилось от влияния либеральной "пятой колонны", но в тех сферах, что связаны с массовыми коммуникациями, шоу-бизнесом, кино и культурой вообще, ее позиции всё ещё сильны. Точечные отставки и кадровые замены погоды тут не делают. Отсюда и постоянные "фиги в кармане" в виде рекламных роликов с условным Агутиным, промоутирование иноагентов на МТС, выход на "Кинопоиске" поливающих помоями советское прошлое "Игр" с убежденным релокантом Серебряковым и "навальнисткой" Бортич, анонсов камбэка "молчуна" Познера (надо полагать, в паре с Ургантом), а также прочих "диссидентских" проявлений, не мыслимых сегодня на "свободном" Западе.
Да, что далеко ходить за примерами, если можно просто посмотреть наш канал на Дзене, где с начала 2023 года редкая публикация, если верить "неполживой" статистике платформы, переваливает за 50 просмотров/прочтений (зачастую их ещё и скручивают вниз: было 35, через два часа стало 24). И это при 15,8 тысячах (!) живых подписчиков, коим материалы просто не показываются. Спасибо, что хоть больше не блокируют за "язык вражды" (это когда киевскому режиму определялся как "нацистский" или боевиков ВФУ называли "убийцами" и "террористами").
И, к огромному сожалению, подобных историй очень и очень много. Это на фронте всё чётко и понятно – здесь свои, там враги. А вот в том, что относится к воздействию на массовое сознание, у нас, увы, ситуация далеко не столь однозначная, просто потому, что у пультов этого механизма до сих пор находятся те, кто если и не враг, то точно не свой…