Церковь призывает к воздержанию в дни постов не ради физического здоровья, а для укрепления человеческого духа и воли
С 1990-х годов в России резко возрос интерес к православным традициям и обрядам, ставший реакцией общества на проводившуюся десятилетиями пропаганду атеизма в СССР. Сейчас многие считают необходимым обвенчаться в Церкви, крестить новорожденного, окунуться в иордань на Крещение, отстоять со свечой праздничную службу в храме на Рождество и Пасху. Широкое распространение получила также практика ограничения в пище на время православных постов – большинство кафе и ресторанов, чтобы не потерять клиентов и доходы, разрабатывают специальные "постные" меню. Однако большинство людей, пытающихся соблюдать пост, видят в нем лишь возможность улучшить свое физическое состояние, не вникая в его подлинный смысл.
С чем было связано зарождение традиции православного поста, для чего он предназначен, сколько дней в году воцерковленный человек должен ограничивать себя в пище и иных жизненных благах, какие мифы и домыслы окружают это явление?
28 августа Русская Православная Церковь и ряд других поместных православных церквей будут отмечать один из Великих двунадесятых праздников – Успение Божией Матери. По преданию, в день, когда скончалась Богоматерь, все апостолы чудесным образом оказались в Иерусалиме, чтобы с ней проститься. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост – один из четырех многодневных постов, установленных в РПЦ.
Вопреки обывательскому мнению, церковный пост – это не просто ограничение в еде за счет исключения из рациона некоторых продуктов, а добровольное воздержание от жизненных удовольствий и благ, неблаговидных деяний и слов для обуздания плотских страстей, т.е. победы над Искусителем.
Догматические корни поста уходят в библейские времена, когда Творец запретил Адаму вкушать плоды с древа познания. Нарушение этого запрета по наущению Дьявола привело к изгнанию Адама и Евы из Рая, отдалив людей от Бога. Глубинный духовный смысл поста состоит в том, чтобы человек мог обратно к Нему приблизиться. В Священном Писании рассказывается о том, как постился Спаситель перед выходом на проповедь: "Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал".
Сейчас РПЦ установлено четыре главных поста. Особе место среди них занимает Великий (или Святая Четыредесятница), который воспроизводит духовный подвиг Сына Божьего в иудейской пустыне и предшествует самому важному христианскому празднику - Светлому Христову Воскресению (Пасхе). Каждый день Великого поста несёт особый смысл, богослужения в этот период обретают максимальную строгость. Как и Пасха, Великий пост не имеет четких дат, но его продолжительность всегда одинакова – 48 дней, включая Страстную седмицу.
За Великим следует Петровский пост, установленный в память о деяниях и мученической гибели от рук язычников-римлян святых апостолов Петра и Павла. Он начинается спустя неделю после праздника Святой Троицы (отмечается на пятидесятый день после Пасхи, в 2020 году приходится на 7 июня) и заканчивается 12 июля в День Петра и Павла. Через месяц наступает Успенский пост (14-28 августа). Завершает год Рождественский пост, длящийся с 28 ноября по 7 января и предшествующий Рождеству.
Православной Церковью также установлены малые (однодневные) посты – Крещенский сочельник (18 января), Усекновение главы Святого Иоанна Крестителя (11 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября).
Кроме особых недель (сплошных седмиц), православные христиане соблюдают постные дни – среду и пятницу, как дань памяти о трагических событиях, произошедших в эти дни: в среду Иуда предал Спасителя, в пятницу Христа распяли.
Всего в церковном православном календаре, в зависимости от переходящей даты Пасхи, может быть от 178 до 212 постных дней. Поэтому те, кто собирается строго следовать традиции, должны ограничивать себя в еде и прочих удовольствиях большую часть года.
Смысл ограничения в пище в пост состоит в том, что Церковь рассматривает чревоугодие как основу пяти из восьми основных страстей, обуревающих неокрепшую душу. Поэтому физическое ослабление "плотского человека", подсознательно стремящегося к безделью и развлечениям, представлялось разумной мерой, помогающей ему переосмыслить и поправить свою земную жизнь.
Хотя, с позиций медицины, поста бывает эффективен, Церковь предупреждает об опасности вреда здоровью чрезмерный усердием, призывая сохранять работоспособность и вести нормальный, привычный образ жизни.
Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. 330 – 379 гг.):
"Надобно обращать внимание, чтобы, чрезмерностью воздержания ослабив телесную силу, не сделать тела ленивым и недеятельным для важнейших занятий. Ибо Бог, творя человека, конечно, не желал, чтобы он оставался праздным и неподвижным, но чтобы он был деятельным".
Не меньшее значение имеет ограждение души от злых помыслов, дел и слов. Пост – это время сугубого покаяния, отрезвления духовной сферы человека, поэтому его иногда называют лекарством от греха.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, священник РПЦ (1829 – 1908 гг.):
"Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими, а чрез то отпадаем от источника жизни – Бога…".
За несоблюдение постов в древности грозила суровая кара. Согласно Апостольских правил, оступившийся священнослужитель подлежал извержению из сана, а мирянин – отлучению от Церкви.
Сейчас за несоблюдение поста не отлучают от церкви, однако миф о суровости "попов" к ослушникам по-прежнему живуч в массовом сознании усилиями прозападных СМИ и общественных деятелей.
В среде либеральных "историков" популярна теория, согласно которой, в средние века власть на Руси через церковь решала с помощью постов "продовольственную" проблему, заставляя народ экономить на еде. Характерно, что эта версия озвучивается только применительно к России и РПЦ, не касаясь других стран.
Есть и мягкие, "бытовые" попытки дискредитировать идею поста. От людей, далёких от церковной жизни, нередко можно услышать, что пост – это мрачный, "тёмный" период, когда прихожане, священники и монахи далеки от радости, шуток и улыбок. Несколько лет назад довелось беседовать на эту тему с одним из иерархов РПЦ, - как раз в дни Великого поста. В ответ он рассмеялся.
- Знаешь, - говорит, - в церкви есть даже "монастырские" анекдоты на эту тему. Их и в пост рассказывают. Вот, слушай:
"Приходит один монах к другому в келью и говорит возмущённо:
- Ты что, брат, делаешь?! Сегодня среда, постный день, а ты, я вижу, в одиночестве колбаску вкушаешь.
- Ой, твоя правда, - сокрушённо отвечает монах. - Сегодня и впрямь среда, а я ошибся – думал, что пятница".
Тиражируемые в прессе рассуждения о том, что пост – это замшелая архаичная традиция, которой не должен следовать современный культурный человек, или попытки представить пост исключительно, как способ поправить свое здоровье, фактически приравняв его к диете, в равной мере направлены на подрыв доверия общества к Русской Православной Церкви, как одной из системообразующих основ Российского государства.
Чтобы успешно противостоять им, необходимо понимать, в чем состоит смысл и предназначение поста, и какую роль он играл в жизни наших предков. Многочисленные исторические и современные свидетельства показывают как сложность и глубину постничества, так и её результат – бодрость духа во время самого поста и особую торжественную приподнятость при выходе из него. Однако во всем, в том числе и в стремлении стать посредством поста ближе к Богу, необходимо знать меру.
Справочно:
В церковной традиции выделяют следующие степени поста по возрастанию строгости:
1. Воздержание только от мяса с возможностью потреблять все иные продукты. Действует только на время "сырной седмицы" (масленицы).
2. Воздержание от мяса, яиц и молокопродуктов. Можно употреблять рыбу, горячую растительную пищу, растительное масло и вино.
3. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется "варение" (прошедшая тепловую обработку растительная пища), растительное масло и вино.
4. Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла.
5. Сухоядение. Дозволяется хлеб, вода, а также орехи, сырые, сушеные либо моченые овощи и фрукты, но только одного вида в каждый прием пищи.
6. Полное воздержание от еды и питья.