Антология протестов против строительства храмов и передачи объектов культурного наследия в собственность РПЦ в российских городах
Как было анонсировано (см. нашу публикацию за 01.06.19), редакция "Народного политолога" пытается разобраться, кто стоит за системными атаками на позиции Русской православной церкви в России и за рубежом. Сегодня речь пойдет о явлении, получившем название "храмовые войны". В публикациях либеральной прессы они выглядят как противостояние местных жителей, не довольных нарушением привычного уклада жизни из-за строительства не нужных им церквей и соборов, и коррумпированной связки застройщиков и церковных иерархов, которых поддерживают муниципальные власти, правоохранители, ЧОПы, отмороженные "братки" и бородатые "хоругвеносцы". При таком упрощенном подходе ответ на вопрос "Кто прав?" не вызывает сомнений…
Принадлежащее известному медиа-менеджеру Демьяну Кудрявцеву издание "Ведомости" подсчитало, что за последние пять лет выступления против строительства новых православных храмов происходили в 28 городах страны.
Лидером по числу протестов является Москва. Наиболее резонансным стал конфликт вокруг строительства храма в парке "Торфянка", пик которого пришелся на 2015-2016 гг. Против строительных проектов РПЦ также выступали жители Кузьминок, Бескудниково, Гольяново, Измайлово, Куркино, Перово и других столичных районов.
Заметными событиями местной общественной жизни становились протесты в Красноярске (против храма в сквере имени Баумана и собора на Стрелке), Волгограде (против собора в честь Александра Невского на площади Павших Борцов), Томске (против храма в Северном парке и часовни на Новособорной площади), Новороссийске (против Морского кафедрального собора), Нижневартовске (против храма Сергия Радонежского в 8-м микрорайоне), Иркутске (против собора в Приморском микрорайоне), Тольятти (против Серафимовской церкви на проспекте Степана Разина), Нижнем Новгороде (против храма в сквере Прыгунова), Тюмени (против церкви в Комсомольском сквере)…
На фоне событий в Екатеринбурге мэрии некоторых городов объявили о приостановке возведения новых объектов РПЦ. Так, в частности, поступили в Челябинске и Ульяновске.
Ситуации, когда победу в "храмовой войне" одерживают "силы добра" в лице противников строительства, получают широкое освещение в СМИ. Публикации о том, что горожане, разобравшись в ситуации, поддержали идею возведения храма, как это было, например, в Благовещенске и Волгограде, редки и появляются на малозначимых ресурсах.
В материалах, посвященных конфликтам вокруг строек РПЦ, доминирует точка зрения тех, кто выступает против. Она подробно раскрывается в 60% статей по теме. Мнение представителей Церкви представлено лишь в 3% публикаций.
В статьях, посвященных "храмовым войнам", протестующие предстают сплоченной группой единомышленников, объединенных идеей защиты парков, скверов и газонов от посягательств застройщиков и церковников. Однако местные жители хотя и составляют большинство участников протестных акций, но не являются их движущей силой. Они – против любой стройки, будь то храм или торговый центр. Однако массовых акций против возведения новых супермаркетов и строительных рынков в России почти нет, хотя неудобств после открытия (пробок, проблем с парковками, наплыва гастарбайтеров, появления куч мусора и т.п.) они создают намного больше, чем церкви.
Организаторами протестов против новых храмов выступают профессиональные внесистемные оппозиционеры. Сначала через соцсети распространяются "фейки" о размерах площади, выделяемой под храм, ожидающихся вырубках деревьев, ликвидации детских площадок, газонов и т.п. Затем "инициативная группа" собирает подписи горожан, выводит их на улицу, рассылает обращения в органы власти, раскручивает тему в прессе. Дальше начинаются столкновения с охраной объекта и блокирование подъездов к нему, появляются политические лозунги. В идеале надо спровоцировать власть на применение силы. Это даст красивую картинку на телекамеры, которой можно отчитаться перед грантодателями. Если власть не поддается на провокации и идет на компромисс, это трактуется как проявление ее слабости.
Разновидностью "храмовых войн" являются протесты против передачи РПЦ "объектов культурного наследия", организуемые по сходной технологии. Самый известный эпизод – "борьба за Исаакиевский собор" в Санкт-Петербурге, который местная оппозиция использует в стартовавшей кампании по выборам губернатора. В Ростове-на-Дону горожане собирали подписи против передачи местной епархии здания кукольного театра, построенного на месте древней церкви. В марте "Новая газета" сообщила о "намерении" Московской патриархии забрать помещения Спасо-Андрониковского монастыря, занимаемые Музеем древнерусской культуры имени Андрея Рублева. В мае издание The Bell рассказало о планах РПЦ "реставрировать" памятник архитектуры XVII века в Царском Селе. На его месте якобы возведут новую резиденцию патриарха Кирилла, которая будет похожа на элитный гостиничный комплекс и обойдется в 2,8 млрд рублей.
РПЦ и ее строительные и реституционные проекты – удобная мишень для информационных атак. С одной стороны Церковь, отделена от государства, с другой, она воспринимается в обществе как структура, тесно связанная с властью.