Чтобы понять, почему абхазы называют свою республику Страна Души и за что благодарны русским, стоит свернуть с наезженной туристической тропы, побывав в местах, сохранивших память о прошлом
Минувшим летом российские туристы побили все рекорды посещаемости курортов Абхазии. Оно и понятно: недалеко, доступно, недорого и не надо заботиться о ковид-сертификатах. Но что интересно – наряду с положительными отзывами об отдыхе в Стране Души, как ее называют сами абхазы, в соцсетях немало и комментариев-разочарований: "Неинтересно", "Смотреть нечего", "Скучно", "Зря съездили"… Что ж, если человек отправляется в путешествие, чтобы "хорошо погулять", ему будет скучно даже в самых "раскрученных" и знаменитых очагах индустрии мирового туризма, будь то пирамиды Египта, китайская Великая стена или мраморные колонны Парфенона. Но ведь Абхазия – это не только пацха, чача, хачапур "лодочка", шумный танцпол, морской пляж и тишина южной ночи. Если проявить хоть немного любопытства к истории этой удивительной земли и ее жителей, вам откроется немало мест, удивительных по красоте – природной и человеческой… Надо лишь захотеть. Одно из таких славных местечек, куда, увы, редко забираются наши туристы, – село Адзюбжа, что расположено в Очамчирском районе республики…
Адзюбжа в переводе с абхазского – междуречье. Село привольно раскинулось меж живописнейших рукавов реки Кодор, и считается одним из самых интересных и примечательных поселений маленькой кавказской республики.
Во времена седые от давности и морской соли в окрестностях Адзюбжи частенько высаживались неугомонные греческие колонисты, коим не сиделось в тесной Элладе. Они основали неподалеку свой форпост – город Диоскурия (на месте нынешнего Сухума), и резали на капище козлят – чтобы Посейдон не шибко гневался и позволил мореходам вернуться к родным пенатам.
Дальше Диоскурии греки ходить не решались: в земле гениохов (предков абхазо-адыгов) свирепствовали пираты, о чем писали Страбон и Овидий. Да, собственно, дальше и не было смысла счастья искать – на границе Абхазии райские места заканчиваются.
Адзюбжа значится даже на картах венецианских купцов XIII века. Одна такая карта хранится в Венеции, в библиотеке святого Марка. Много ли в мире небольших сел, которые могут подобным похвастаться?
– Но мы, адзюбжцы, гордимся не только древней историей нашего села, – говорит уроженец этих мест, бизнесмен Бенур Квирая.
Вместе с ним мы идем к реке, и Бенур Квирая рассказывает, как в 1892-м будущий великий пролетарский писатель Алексей Максимыч Горький, направляясь по своей надобности в Тифлис, поиздержался и решил по пути заработать немного денег. Он остановился как раз в Адзюбже, за околицей которой казна строила дорогу. А после того путешествия написал рассказ "Рождение человека", который считал одним из лучших своих произведений.
Дотошные местные краеведы нашли то место на берегу Кодора, где тогда еще Алексей Пешков ел лаваш, макая его в котелок с пьяным мёдом – так называется здесь горьковатый мёд из нектара цветов рододендрона, а потом принимал роды у странницы, потерявшей мужа, который в Сухуме "объелся фруктами". И теперь, знакомясь с текстом горьковского произведения, юные адзюбжцы запоминают, пожалуй, главную заповедь пролетарского писателя: "Превосходная должность – быть на земле человеком". Кстати, даже свою сельскую поликлинику адзюбжцы в светлое советское время назвали "Больница имени Рождения Человека".
И, наверное, совсем не случайно, именно в этом селе литературная общественность Советского Союза в 1968-м отмечала столетний юбилей Максима Горького. Частыми гостями Адзюбжи были многочисленные делегации Союза писателей СССР: под водительством Константина Симонова литераторами была высажена Аллея Мира. И среди этих взрослых уже кавказских деревьев могло бы продолжиться ваше путешествие по времени и селу.
Среди уроженцев Адзюбжи немало ученых, юристов, авиаторов, врачей, инженеров, спортсменов, имена которых селяне до сих пор помнят и чтут. Не только в Абхазии, но и в СССР хорошо знали академика-историка Симона Джанашиа, председателя Совета министров республики Эраста Акшба, заслуженного учителя СССР Баграта Кация, знаменитого вратаря тбилисского "Динамо" Владимира Маргания, писателя Шалико Камкия и других замечательных людей.
… Обычай жить в мире с соседями – тоже один из главных уроков Адзюбжи. На протяжении веков здесь находили приют и складывали очаг русские, греки, армяне, грузины. Еще один уважаемый житель села – Гиви Допуа – рассказал мне о русской помещице Болтниковой, которая в своей усадьбе учила сельских ребятишек грамоте, первой в здешних краях стала выращивать фейхоа, мандарины, бамбук, а теперь без них и Абхазия не Абхазия.
– Русские учителя, врачи, инженеры несли на эту землю знания, частички своей души, – говорит он, – Разве можно говорить о них иначе, как с благодарностью?
Имелся в этих краях и самый настоящий "капиталист" – Владимир Максимов. Он основал здесь лесозавод. Поставлял в Баку ящики для жестянок с нефтью, пиломатериалы отправлял во все города восточного побережья Черного моря и даже дальше. Между прочим, отдельные детали внутренней облицовки Собора Парижской Богоматери и Кельнского собора были изготовлены из знаменитого адзюбжинского самшита.
Конечно, Максимов увлекался маленько – иной раз и чужой лес втихаря валил. Однако, во-первых, олигархом в нынешнем понимании Максимов так и не стал – за вольности попал под судебное разбирательство, влетев на неслабые штрафы. А во-вторых, оставил после себя первую в Абхазии узкоколейную железную дорогу, причалы, тракт от Сухума до Чхалты, телефонную линию, почту, больницу для рабочих.
Интересна история и здешней сельской школы. Вообще-то до войны с Грузией в Адзюбже было две школы. Новую открыли незадолго до 1990 года. А первую – добротную, двухэтажную красного кирпича – сельчане задумали еще в конце XIX века. Тогда на сельском сходе старики пришли к выводу: дети должны учиться, а, стало быть, нужна школа. Но где взять деньги на ее строительство?
И тогда каждому крестьянину выделили из общинных земель надел, на котором надо было вырастить табак, продать его, а вырученные средства сдать обществу на возведение очага знаний. Так и сделали. Заложили в фундамент золотую монету, построили здание, пора начинать отделку – ан деньги-то кончились. И тогда уроженец Адзюбжы – великий абхазский просветитель Андрей Чочуа – написал письмо императору Николаю II: так, мол, и так, царь-батюшка, дело мы, твои верные подданные задумали доброе, но в средствах стеснены весьма. Нельзя ли мало-мало пособить?
И, представьте, откликнулся царь-государь. С нарочным прислал поощрительную грамоту, да мошну с золотыми червонцами. И в 1912 году школа отворила свои новенькие из букового дерева двери для первых учеников. Помимо дивных классных комнат, имелись в ней столярная и слесарная мастерские.
– Мы все вышли из этой школы, – говорят адзюбжинцы постарше.
К несчастью, этой удивительной школы сегодня нет: когда в августе 1992-го грузины ворвались в Абхазию, они сожгли, взорвали, уничтожили много памятников самобытной абхазской культуры. Не уцелела и уникальная школа, построенная на "табачные" деньги и царские червонцы – грузины расстреляли беззащитное здание из танковых орудий, сожгли всю мебель, оборудование…
Захватчики стреляли в школу, а целили в душу Адзюбжи. Но она не погибла, как не погибла и возродилась после той войны Абхазия…
И чтобы осознать, прочувствовать это, честное слово, стоит хотя бы раз побывать в междуречье шумного Кодора: поговорить с местными жителями, пройтись по горьковским местам, отведать "пьяного мёда". Увидите, мир заиграет другими красками, и вы поймете, почему абхазы называют свою республику Страна Души…