Немецкого музыканта власти ФРГ лишили права на профессию за симпатии к русским, а отечественный режиссер просто обиделся, что государство не стало ему и дальше помогать транслировать свои либеральные взгляды на прошлое и настоящее страны
Из Германии пришла новость, красноречиво говорящая о том, как далеко зашла русофобия на родине Гёте, Шиллера, Баха и Бетховена. Руководство Музыкального фестиваля Шлезвиг-Гольштейна (SHMF), являющегося одним из крупнейших форумов классической музыки в Европе, отказалось от дальнейшего сотрудничества с дирижером и пианистом Юстусом Франтцем. Так заслуженного 79-летнего музыканта наказали за то, что летом он принял участие в работе жюри Конкурса имени Петра Чайковского в Москве. Но отечественная либеральная околокультурная "пятая колонна" не посчитала это вопиющее проявление несправедливости и двойных стандартов на обожествляемом ими Западе заслуживающим хоть какого-то внимания. Для них "репрессии в отношении мастеров культуры" происходят только в России, и сейчас они увлеченно поливают власти грязью за "запрет на профессию" для кинорежиссера Александра Сокурова. Что же общего в случаях немецкого музыканта и российского фильмодела, а в чем они кардинально различаются?
Ирония состоит в том, что именно Юстус Франтц в уже далеком 1986-м и основал SHMF, откуда его сейчас с позором изгнали. Музыкант придумал главную "фишку" фестиваля – выступление музыкантов в совершенно, на первый взгляд, неподходящих местах: исторических замках, церквях, торговых центрах и даже заводских цехах.
Собственно, этому человеку SHMF и обязан своей высочайшей популярностью у любителей классической музыки, ежегодно тысячами слетающимися в Шлезвиг-Гольштейн – самую северную федеральную землю Германии. При этом фестиваль никак не связан с немецким государством, не получая ни евро из бюджета, – это исключительно общественный частный некоммерческий проект. Однако власти ФРГ не поленились послать сигнал кураторам, что, дескать, "другу Путина" нечего делать на форуме, пусть даже он его и создал.
И то, как поступили с Франтцем, даже не скрывая, что причиной его изгнания являются симпатии к России, служит ярчайшим примером грубого вмешательства политики в сферу, казалось бы, от нее весьма далекую – классическую музыку.
А что же с Сокуровым? Сей "выдающийся мастер" в прошлом году сваял очередной "шедевр" – фильм "Сказка", рассказывающий о том, как Сталин, Гитлер, Черчилль и Муссолини бродят по чистилищу, мирно болтая о всякой всячине. Зрелище, как обычно у Сокурова, тяжелое, априори не рассчитанное на массового зрителя, да еще и с плохо спрятанной фигой в кармане в виде аллюзий на современную ситуацию в мире, представленных глазами либерала.
В октябре Минкульт отказал в выдаче картине прокатного удостоверения, посчитав, что россиянам не стоит смотреть это пседоисторическое полотно. И этим чиновники ведомства Ольги Любимовой, по большому счету, спасли репутацию "великого режиссера" – трудно представить, что на "Сказку" по всей стране пришло бы людей больше, чем участвовали в ее создании.
Однако Сокуров обиделся, посчитав себя "жертвой репрессий":
"Я не работаю над новыми проектами, теперь мне нельзя будет снимать и показывать кино в России. Моя профессиональная карьера, как мне кажется, из-за данного запрета, отказа в прокате, завершилась".
Симпатизирующие "опальному деятелю культуры" СМИ тут же вспомнили, как два года назад Путин раскритиковал инициативу Сокурова отпустить на все четыре стороны народы, не желающие находиться в составе России, представив нынешнее решение Минкульта "местью диктатора".
Что ж, взгляды "маэстро" на происходящее в стране и в мире действительно, мягко говоря, не совпадают с мнением подавляющего большинства его сограждан. И государство вправе лишить его возможности их транслировать через свои площадки, равно как и не финансировать подобную "творческую деятельность".
Но где здесь запрет снимать и показывать? Да, хоть обснимайся, но только на собственные или спонсорские деньги, и показывай сколько душе угодно – благо сейчас кино смотрят в основном не в кинотеатрах.
Не получилось со "Сказкой" – не беда, попробуй еще раз, сними что-нибудь не пропитанное политиканством и депрессивной чернухой, а, наоборот, жизнеутверждающее и позитивное. Получится хорошо и смотрибельно – люди спасибо скажут. Ну, а если и это Минкульт забанит, тогда, да, можно будет говорить о некоей тенденции.
Но Сокурову нужен большой экран и внимание государства, к которым он привык, не замечая, что в нынешних условиях оно больше не хочет содержать тех, кто навязывает стране прозападные взгляды на прошлое и настоящее.
Так что случаи с Франтцем и Сокуровым только кажутся похожими. В первом мы имеем дело с преследованием по политическим мотивам человека, насильно разлученного с собственным детищем из-за симпатий к русской культуре, а во втором – с напускной обидой переоцененного либеральной прессой постановщика "кино не для всех".