Москва может достойно ответить на антироссийские псевдо-исторические инициативы литовского депутата Анушаускаса и главы крымско-татарского меджлиса Чубарова
ВИЛЬНЮС – 14 января. Депутат литовского Сейма Арвидас Анушаускас, представляющий националистическую оппозиционную "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы", призвал власти Литвы и Польши организовать в этом году празднование 410-й годовщины "взятия Москвы республиканскими войсками Речи Посполитой". Несколько дней назад с похожей антироссийской инициативой выступил экс-депутат Верховной Рады Украины, глава т.н. меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров, предложивший в 2021 году отметить 450-летие сожжения российской столицы крымским ханом Девлет-Гиреем. Стремясь "словить хайп" на приобретшей в последние месяцы актуальность исторической тематике, русофобы Анушаускас и Чубаров продемонстрировали вопиющее невежество, не удосужившись посмотреть в учебниках, каковы были последствия тех событий, юбилеи которых они собрались отмечать.
Свое провокационное заявление 56-летний Анушаускас, построивший политическую карьеру на "изобличении преступлений советской власти против литовского народа", сделал, по собственному признанию, в ответ на выраженное МИД России недоумение по поводу отказа властей Польши праздновать 17 января 75-летие освобождения Варшавы от гитлеровцев.
Он считает, что годовщина вступления польско-литовских войск под командованием гетмана Станислава Жолкевского в Москву 1 октября 1610 года могла бы стать отличным поводом для широкого празднования в Литве и Польше с салютом, а также выражения сожаления, что "Россия не хочет вместе вспомнить об этой важной дате, когда наконец она была освобождена от неграмотных бояр".
По логике депутата литовского Сейма, освобождение частями 1-го Белорусского фронта и 1-й армии Войска Польского Варшавы от нацистов в январе 1945 года и "взятие Москвы" в 1610 году – события одного порядка. Такой подход свидетельствует о том, что Анушаускас, позиционирующий себя как историк, на самом деле, является воинствующим дилетантом, совершенно не разбирающимся в предмете, о котором берется рассуждать.
Во-первых, войска Жолкевского вошли в столицу переживавшего Смуту Российского государства без боя. Ворота солдатам гетмана, среди которых поляки с литовцами составляли примерно половину (остальные были наемниками со всей Европы), открыли по приказу боярского правительства (т.н. Семибоярщины), ранее свергшего царя Василия Шуйского и рассчитывавшего на защиту поляков от подступивших к городу с юга отрядов Лжедмитрия II. То, что дальше всё пошло не так, как рассчитывали бояре, не отменяет того факта, что никакого "взятия Москвы " в 1610 году не было.
Во-вторых, в отличие от Варшавы, где в январе 1945-го уцелевшие жители встречали советских воинов цветами и слезами радости, приход поляков в русскую столицу в октябре 1610-го не вызвал никакого энтузиазма у москвичей, которые под покровом ночи нападали на патрули жолнежей и при первой возможности покидали оккупированный город.
В-третьих, двухлетнее пребывание поляков и литовцев в Первопрестольной закончилось для них самым печальным образом. В сентябре 1612 года войска Второго народного ополчения под командованием князя Дмитрия Пожарского в Битве на Девичьем поле разбили войско гетмана Ходкевича, пытавшееся провести обоз с провиантом для засевшего в Кремле гарнизона. После двухмесячной осады выжившие "освободители", съев некоторых собственных товарищей, сдались, оставив после себя разоренный и сожженный город.
Так что для властей современных Литвы и Польши поддержать инициативу Анушаускаса о праздновании 410-летия "взятия Москвы" выйдет себе дороже, в первую очередь в имиджевом плане.
Еще более нелепо выглядит предложение идейного соратника литовского парламентария Рефата Чубарова отметить в 2021 году юбилей "сожжения Москвы" ордой хана Девлет-Гирея. Действительно, весной 1571 года набег крымской конницы на Русь увенчался успехом. Обойдя русские заслоны на Оке, татарам тогда удалось ворваться в Москву и сжечь город, в котором уцелел только каменный Кремль.
Но всего через год их ждало возмездие. Уверовав в свою счастливую звезду и учитывая, что большая часть русских сил отвлечена на сражения в Ливонии, летом 1572 года Девлет-Гирей собрал огромное 60-тысячное войско и выступил в новый поход, имея целью "воцарение на Москве". Турецкий султан Селим II поддержал начинание своего крымского вассала, выделив ему 7-тысячный корпус янычар с полевой и осадной артиллерией.
Армия вторжения не дошла до русской столицы всего полсотни верст. У деревни Молоди дорогу ей преградила рать князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина, уступавшая противнику в численности почти в три раза. В ходе трехдневного кровопролитного сражения русские опрокинули захватчиков, которые в панике бежали.
Победа была полной. В поле у Молодей и у переправы через Оку полегла вся янычарская гвардия, погибли сын, зять и внук Девлет-Гирея, множество знатных татар и турок попали в плен, трофеями русских стали присланные султаном пушки. Обратно в Крым вернулся только каждый пятый всадник из ушедших в поход.
Битва при Молодях стала поворотной точкой в многовековом противостоянии Руси с Великой степью: мощь Крыма была подорвана на много лет, а Бахчисарай и Стамбул навсегда отказались от планов вернуть Астрахань и Казань. Так Девлет-Гирею аукнулся случайный успех в 1571 году.
Пускай Чубаров и Анушаускас вместе с единомышленниками из числа литовских и украинских националистов сколько угодно отмечают полюбившиеся им фейковые "юбилеи". России будет чем на это ответить, достойно и на самом высоком уровне отпраздновав в 2022 году 450-летие победы при Молодях и 410-летие изгнания польско-литовских интервентов из Москвы.