Неистово сражаясь с ненавистным "советским наследием" и создавая мнимый культ "национальных партизан" на костях их жертв, прибалтийская республика лишает себя и прошлого, и будущего
5 марта власти Латвии нанесли очередной "мощный удар", призванный стереть память о советском периоде своей истории, удалив русское слово "вокзал" с фронтона Рижского железнодорожного Stacija (то же самое только на туземном). Как заявил министр транспорта Янис Витенберг, этот "символический шаг" позволил "избавиться от памятника оккупации, сохранявшего советский дух в самом сердце столицы". Правда, чтобы по-настоящему "изгнать духа" надо было снести сам вокзал, построенный в 1960-65 гг. как раз при той самой ненавистной "каждому латышскому патриоту" советской власти, но решимости (или денег, а, может и того, другого) хватило только на удаление 6 русских букв. Другой пример неистовой борьбы с собственным прошлым продемонстрировал президент Латвии Эгилс Левитс, за пару дней до "вокзальной перемоги" выступивший с призывом чтить память "национальных партизан, которые боролись против советской оккупации с оружием в руках". И тут тоже, как и в случае с министром транспорта, не обошлось без конфуза. Латвийские "лесные братья", коими призывает восхищаться Левитс, были гитлеровскими наймитами, чьими руками в годы оккупации нацисты делали страну "юден фрай". Жертвами этих самых "национальных партизан" стали около 90 тысяч евреев, среди которых были дед, бабушка и другие родственники нынешнего президента по отцу. Но для Левитса намного важнее то, что убийцы его предков "мужественно сражались" против русских…
Свой пламенный спич глава одного из прибалтийских "тигров" приурочил к 78-й годовщине боя на болоте Стомпаку в уже освобожденной от гитлеровцев Латгалии. Там оставленные немецкими хозяевами местные коллоборанты безуспешно пытались оттянуть на себя силы Советской Армии, блокировавшей крупную группировку вермахта в Курляндском котле на западе Латвии. О том, что это были никакие ни "патриоты", а обычные гитлеровские холуи, красноречиво говорит тот факт, что базу "партизан" в сердце трясин местные жители называли Jaunā Berlīne ("Новый Берлин").
"Эпическое сражение" на болоте 2 марта, в котором с обоих сторон участвовало менее тысячи бойцов, стало самым крупным боестолкновением латвийских "лесных братьев" с советскими войсками. Потеряв 28 убитых и 7 пленных, "партизаны" под покровом ночи мелкими группами скрылись в лесной чаще. Потери чекистов составили 20 человек убитыми. Тем не менее, современная латвийская пропаганда представляет этот бой "великой перемогой", в разы завышая число погибших советских солдат. Оно и понятно, "убивать оккупантов" задним числом на бумаге намного легче, чем в реальном бою.
Впрочем, по сравнению с другими столкновениями с войсками НКВД, "сражение у Стомпаку" закончилось для "национальных партизан" не столь печально. Всё-таки реальные боевые действия против равного по силам противника были не совсем по их части: то ли дело мучить и зверски убивать безоружных и беспомощных. Это у "мужественных патриотов", как их охарактеризовал Левитс, получалось намного лучше.
Особую "прелесть" преклонению главы современной Латвии перед гитлеровскими наймитами придает его происхождение. Отца президента звали Иона Моисеевич Левит, и комментарии, здесь, как говорится, излишни. Буква "с" к фамилии и имени сына, названного при рождении Эгилом, "приросла" позже, когда у него под влиянием матери проснулось латвийское самосознание – не может ведь быть в Прибалтике никаких Шариков, а только Шарикасы.
Иона Левит был инженером, придерживался левых взглядов, и когда в 1940-м Латвия вошла в состав СССР стал активно сотрудничать с новой властью, работая сразу на трех предприятиях. Специалистом он был ценным, поэтому, когда началась война, Левит-старший был эвакуирован. Трудился ради Победы на оборонном заводе конструктором. Себя в работе не жалел, зная, что его родители и другие родственники погибли во время Рижского погрома в июле 1941-го…
В общем, повезло Эгилсу Левитсу – никогда бы он не появился на свет, если бы его отец не успел уехать из Латвии, а попал в руки "национальных партизан". Именно они, а вовсе не немцы, были главными исполнителями устроенного в Прибалтике геноцида евреев.
Вот что пишет о тех событиях историк Григорий Смирин в работе "Евреи Риги в период нацистской оккупации (1941-1945 гг.)":
"Евреев разыскивали и хватали в их квартирах. Эти операции осуществляли группы добровольцев численностью 30-50 человек каждая… Добровольцы с повязками национальных цветов на рукавах (так называемые "повязочники"…) обходили дома, дворники которых должны были указывать им квартиры евреев. Они обыскивали эти квартиры, избивали их обитателей и забирали ценные вещи. Сначала арестовывали только мужчин, затем – женщин… Аресты сочетались с принудительными работами, избиениями и изнасилованиями. Изнасилованных еврейских женщин коллаборационисты спешили расстрелять, опасаясь обвинений со стороны нацистов в осквернении "чистоты арийской расы". В префектуре и в Центральной тюрьме арестованных евреев подвергали изощренным издевательствам, а молодые женщины становились жертвами садистских сексуальных извращений полицаев; затем арестованных отвозили на расстрел".
А вот свидетельства "доблести национальных партизан" от выживших очевидцев:
"Сотни евреев в первые дни были приведены в префектуру единственно с целью издевательств и насилия. Убеленных сединой бородатых стариков под дулами пистолетов заставляли… плясать и распевать советские песни. Девушек, молодых женщин в присутствии мужчин, близких, знакомых заставляли раздеваться догола и совершать на глазах всех омерзительный половой акт, многих изнасиловали шуцманы. Некоторые из женщин от ужаса сходили с ума".
"В какой-то момент вошел один полицейский и сунул мне в руки какую-то подушку. Подушка эта была мокрая, красная — вся пропитана кровью... Сунув ее мне, он громко пояснил: "Эта подушка пропитана кровью наших латышей, пролитой вами – евреями и коммунистами. Высасывай эту кровь и передавай дальше".
По очень схожему сценарию развивались летом 1941 года события в сотнях километров к югу от Риги в оккупированном нацистами Львове. Там свои "национальные партизаны" тоже демонстрировали немецким хозяевам неподдельный энтузиазм в деле уничтожения евреев. Причем стремление превратить массовые убийства в шоу для львовских убийц было столь же характерным, как и для их рижских "коллег":
Историк Артём Космарский в работе "Погром на троих. Эсэсовцы, бандеровцы, толпа – кто и зачем мучил евреев Львова 1 июля 1941 года" отмечает:
"В городе евреев заставили разгребать мусор в местах боевых действий и чистить улицы. Унизительный смысл этого был очевиден: евреи, среди которых было много врачей, музыкантов, профессоров, должны были орудовать метлами. Одного заставили чистить мостовую зубной щеткой, другого — собирать навоз в шляпу. Женщинам уделялось особое "внимание". Их били, раздевали и перебрасывали от одного погромщика к другому. Беременных били ногами в живот. По свидетельству одной девушки, ее школьную подругу, коммунистку, поймали, обрили наголо и заставили бежать по улице без одежды. Она пришла домой и повесилась".
Просто поразительно, насколько похожи были манеры погромов, проводившихся латышскими и галицийскими палачами. Поэтому сегодня нисколько не удивляет трогательное единодушие между теми, кто считает "национальными героями" латвийских пособников Гитлера, и поклонниками бандеровцев. Еще весной прошлого года президент Левитс с гордостью заявил:
"Мы в Латвии уже одну треть нашего годового военного бюджета в течении двух месяцев потратили на то, чтобы помочь Украине построить военную мощь".
Учитывая, что взятый темп не снижался, можно лишь догадываться, какую космическую сумму (по латвийским меркам, конечно) затратила Рига на военную помощь Киеву. Но стоит ли этим ограничиваться? Ведь одно же дело делают и те, и другие – неистово уничтожают всё, что напоминает людям о том хорошем, что сделала для них Россия и русские.
Почему бы президенту Левит(с)у в порядке идеологической помощи Зеленскому, национальность которого и так всем хорошо известна, не объявить в Латвии конкурс – кто лучше всех прославит "заслуги" оуновских палачей Львова и Бабьего Яра, доказав, что они "сражались против оккупантов" ничуть не менее рьяно, чем латвийские "национальные партизаны"? Хорошая такая коллаборация выйдет, особенно если Израиль подключить удастся…
Вот только какое будущее ждет страны, чьи правители ради соответствия "правильной повестке" готовы топтать память собственных предков?