Ничем не мотивированное исчезновение исторических символов веры русского народа с графических изображений, тиражируемых в России, приобретает характер пугающей тенденции
Пресс-служба Центробанка сообщила, что регулятор приостановил выпуск только что с помпой презентованных тысячерублевых банкнот для "доработки дизайна". Очевидно, что причиной такого решения стала волна общественного недовольства тем, что и как изображено на новых купюрах. А там вместо православных храмов Ярославля решили поместить достопримечательности Казани – украшенную полумесяцем Башню Сююмбике, которая мечетью никогда не была, зато является одним из символов татарского национализма, и Музей государственности Татарстана, расположенный в бывшей Введенской церкви местного Кремля. Естественно, без креста, убранного при большевиках. Получилось действительно двусмысленно, и не зря представители РПЦ порекомендовали банкирам "подходить к отбору изображений на купюрах более тщательно, чтобы не создавать напряжения там, где его вполне может не быть". Трудно не согласиться с таким призывом, тем более, что в последнее время складывается устойчивое ощущение, что кто-то специально использует графический дизайн для провоцирования негативных настроений в обществе…
Не будем задаваться вопросом, кому и зачем понадобилось менять дизайн тысячных купюр именно сейчас, допустим, что это было плановое мероприятие. Также вполне возможно, что нанятые Банком России графики без всякой задней мысли выбрали для картинки Башню Сююмбике и бывшую Введенскую церковь без креста просто потому, что эти здания нравятся им больше, чем, скажем, мечеть Кул-Шариф и Благовещенский собор.
Однако также глупо спорить с тем, что вольно или невольно получилось весьма многозначительно. Мало того, что попавшие на купюру объекты оказывались в центре политической повестки в годы Гражданской войны и в начале 1990-х, так еще и их нынешний вид не соответствует исходному предназначению.
Военно-фортификационное сооружение казанского Кремля, не имеющее никакого отношения к татарской царевне, чье имя ныне носит, почти два века украшал имперский двуглавый орёл, который был заменен на полумесяц в результате заигрывания республиканских властей с местными националистами. Из-за этого теперь светская Башня визуально воспринимается как мечеть, хотя ею не является.
И, наоборот, соседствующий с ней на тысячной банкноте Музей татарской государственности был построен как православный храм, который большевики, придя к власти перепрофилировали, лишив крестов. Сначала это вообще была столовая, а лишь затем тут обосновался музей с очень своеобразным взглядом на местную историю и откровенной апологетикой Казанского ханства – разбойничьего гнезда, более века терроризировавшего восточную окраину тогдашней Руси.
Трудно не согласиться с теми, кто расценивает выбор именно этих изображений для новой купюры как плевок в адрес Российского государства, православия и русского народа.
Конечно, это может быть простой случайностью, однако она подозрительно органично вписывается в один ряд с идущей уже давно кампанией графической "оптимизации", в результате которой с изображений государственных символов и просто знаковых для страны объектов "случайно" исчезают православные кресты.
Началось всё с заказанного Минцифры цифрового герба России для госорганов, в котором разработчики убрали их с корон над головами орла и державы, заменив на некие абстрактные "ромбики". Дескать, кресты – это "мелкие детали, мешающие восприятию символа в целом" (правда, полумесяц над Сююмбике их коллегам, рисовавшим тысячную, такой "мелкой деталью" не показался).
Дальше больше. Этим летом по всей столице на тумбы у пешеходных переходов наклеили плакаты фестиваля "Московские сезоны", где стилизованные изображения куполов Храма Василия Блаженного украсили какие-то шарики на палочках. Пропали кресты и с церкви, изображенной на постере фестиваля "Москва – город мастеров".
На якобы "победившем" в народном голосовании логотипе символа Новгородской области – памятнике "Тысячелетие России" – исчезло всё, напоминающее о православии – кресты, фигуры князя Владимира и молящейся женщины, зато появились некие микросхемы и вырастающее из них загадочное растение.
Нет крестов на церквях, изображенных на новой минобороновской рекламе службы по контракту и свежем мурале Пушкину в аэропорту Шереметьево. Да, много, где ещё – в сети полно подобных примеров. А тут еще вылезает сюжет с заменой банкнот.
Что это – неуклюжее стремление сэкономить, провокация, случайное совпадение или чей-то недосмотр? Очень не хотелось бы видеть здесь проявление теории заговора или саботажа, но обилие фактов, а также то, что заказчиками всего этого русофобского антиправославного "творчества" выступают отнюдь не сидящие на западных грантах НКО-иноагенты, а госструктуры, поневоле наводит на тревожные мысли. Вряд ли такой подход способствует консолидации общества и воспитанию молодежи в духе гордости за свою историю…
Ещё посмотрим, что нам после переделки на новой тысячной денежке изобразят. Очень хочется надеяться, что не Сандармох, Катынь или Соловецкий камень с Лубянки…