В северо-кавказской республике в рамках Года истории премировали родителей, назвавших новорожденных сыновей в часть национальных героев, среди которых оказались религиозные фанатики, ненавидевшие русских. Так в Грозном понимают дружбу народов?
В Чечне подвели итоги Года истории, который в феврале 2024-го объявил своим указом Рамзан Кадыров. В рамках проекта были организованы конференции, выставки, конкурсы и иные мероприятия, призванные "стимулировать молодёжь к глубокому изучению истории республики и способствовать формированию национальной идентичности". Венцом Года истории стала акция, по условиям которой родителям малышей, появившихся на свет 31 декабря и назвавшим их в честь чеченских героев, пообещали по 500 тысяч рублей. Итоги подвел сам Кадыров, сообщивший, что "в указанный день на территории Чеченской Республики родилось 222 ребенка, из которых 180 – мальчики. Все 180 малышей названы именами национальных героев республики". На днях их счастливым родителям, как и было обещано, перечислили по полмиллиона. Вроде бы стоит порадоваться тому, как в Чечне относятся к сохранению исторической памяти, если бы не один нюанс – среди тех героев, чьи имена надо было давать новорожденным, чтобы получить денежный приз, оказались лютые враги России и русского народа…
Итак, для новорожденных было рекомендовано 15 имен национальных героев. Из них в первой тройке значились: Ахмат – так назвали 23 малыша, Байсангур с 79 последователями и Шейх-Мансур, в честь которого названы 53 маленьких чеченца.
С первым героическим именем всё ясно – очевидно, что речь идет об отце действующего главы Чечни, Герое России Ахмате Абдулхамидовиче Кадырове, который в трудный для республики час нашел в себе мужество и выступил против международных и собственных террористов, захвативших в пьяное ельцинское время Чечню. Честь ему и слава!
А что же остальные? Здесь, увы, не так гладко.
Жившего в XVIII веке Шейха-Мансура вредоносная Википедия называет "исламским проповедником, предводителем народно-освободительного движения горцев и первым имамом Северного Кавказа". Сей деятель отнюдь не боролся за "народное счастье", а верно служил Османской империи, помогая ей в войнах против России. По приказу султана Абдул-Гамида Шейх-Мансур начал газават против русских гяуров, собрав для этого ополчение из горцев Чечни и Дагестана.
Как не без удовольствия отмечают безымянные авторы Вики:
"Борьба с Мансуром и явившимися к нему на помощь турками во время Второй русско-турецкой войны 1787-1791 годов потребовала больших усилий и стоила Российской империи многих жертв".
Воинство Мансура разбили, самого имама взяли в плен. По указу Екатерины II он был приговорен к пожизненному заключению в Шлиссельбургской крепости "за возбуждение народов гор против России и причинение большого ущерба Империи".
А кто такой Байсангур Беноевский? Как сообщает всё та же Википедия, это "активный участник Кавказской войны, представитель тейпа Беной и уроженец одноименного аула". Об этом селении публицист XIX века Михаил Чичагов писал так:
"Жители этого аула, окружённого лесными дебрями, всегда отличались непокорностью и не скрывали своей ненависти к русским. Они охотно оказали гостеприимство Шамилю".
В изданных в XIX веке "Актах, собранных Кавказской археографической комиссией" дана красноречивая оценка и аула, и Байсангура:
"Что-же касается аула Беной, жители котораго, какъ намъ известно, всегда отличались: преданностью къ Шамилю и ненавистью къ Русскимъ, то по убежденiю Шамиля, не столько опасно ихъ недоброжелательство, сколько фанатическая ненависть къ Русскимъ Наиба ихъ Байсунгура по прозванiю "Биргезъ".
То есть зоологическая русофобия этого человека пугала даже Шамиля. А теперь он, выходит, пример для подражания.
А вот, представьте, через несколько лет мальчонка, родившийся 31 декабря 2024 года, подрастет, и спросит родителей: а почему мне дали имя Байсангур? И узнает, что, оказывается, был такой "национальный герой чеченского народа", который "был очень храбрый и смело резал русских". И что будет, если носителю такого "славного" имени захочется быть похожим на своего тёзку? А если ему еще расскажут, что в марте 1861 года Байсангур Беноевский по приговору военно-полевого суда был повешен на площади Хасавюрта, то, может, захочет и отомстить… Что из этого в итоге получится, узнаем уже лет через 15-20. Так что, как говорится, не переключайтесь…
Конечно, никто не собирается директивно указывать, каким именем семья должна называть своего отпрыска. Кто-то и Адольфом назовет сыночка, и на художника отправит его учиться – это личный выбор каждого. Но в данном случае Рамзан Кадыров выступает как глава одного из регионов Российской Федерации, а не родитель и даже не родственник. И когда на уровне руководства республики вполне официально полумиллионом рублей поощряется прославление таких "национальных героев", это выглядит как-то двусмысленно, особенно, если учесть, что Чечня – регион дотационный, и это не раз признавал сам Рамзан Ахматович.
А почему после этого в "развитие инициативы" Грозного столичному градоначальнику Сергею Собянину не объявить, что, мол, на следующий Новый год семьям, где новорожденных назовут Алексеем в честь уроженца Москвы и покорителя Кавказа генерала Алексея Петровича Ермолова из фонда градоначальника будет перечислено полмиллиона рублей.
То же самое может сделать и мэрия Санкт-Петербурга – назвал кто мальчонку в честь земляка, наместника Кавказа графа Михаила Семеновича Воронцова, который помимо прочего Гергебиль и Салты брал, – получи денежку.
И нынешний и.о. губернатора многострадальной Курской области имеет возможность отличиться – ведь именно там, в усадьбе Марьино, что в Льговском уезде, в 1815 году родился князь Александр Иванович Барятинский, пленивший Шамиля в высокогорном Гунибе. Где курские новогодние Александры? Получите по 500 тысяч!
Нравится вам такая инициатива? Нам вот нет. Потому что с реализацией подобных починов и придумок такой "геройский" пинг-понг может начаться, что мама не горюй. Эдак дойдет до того, что подросшие и окрепшие Байсангуры и Шейх-Мансуры выйдут против Алексеев, Михаилов и Александров. Такой печальный опыт в истории наших народов уже был, и повторять его мало кто хочет, что в Чечне, что в России.
Может, чтобы не доводить дело до крайностей, следует выбирать имена таких национальных героев, которые бы объединяли чеченцев не только друг с другом, но и с десятками других наций и народностей нашей общей большой и великой Родины, а не противопоставлялись им? И Великая Отечественная, и СВО, кардинально изменившая отношение русских к чеченцам, дали немало настоящих героев, которыми гордятся не только земляки в Грозном, Гудермесе и Аргуне, но и вся страна…