Гей-парад как способ "покаяния". Немцы считают, что им больше не надо извинятся за преступления нацистов
В конце июля в Эстонии прошел ежегодный слет бывших легионеров 20-й дивизии ваффен-СС. Помянуть погибших "борцов за свободу родины" в местечке Синимяэ собралось около тысячи человек, мероприятие широко освещалось СМИ. Российский МИД осудил сходку выживших эсэсовцев и их поклонников. В подготовленном по этому случаю заявлении выражено возмущение "откровенным потаканием официальным Таллином подобным мероприятиям", а также "отсутствием должной оценки со стороны Евросоюза… таких оскорбительных для всех здравомыслящих европейцев акций". В ответ эстонское внешнеполитическое ведомство привычно отметило, что "Вторая мировая война является одним из самых трагических событий новейшей истории, поэтому поминать погибших – это человечно", не забыв при этом осудить "любые идеологические манипуляции по этой теме". Можно не сомневаться, что такая же ситуация повторится и через год, и через два: легионеры и их последователи будут собираться, Россия – возмущаться, эстонский МИД – призывать "не политизировать происходящее".
Не изменится и реакция Евросоюза, который традиционно промолчит. Точно так же, то есть никак, ЕС будет реагировать и на будущие марши латышских эсэсовцев в Риге, и на всё чаще раздающиеся призывы к примирению с бывшими нацистами, и на заявления о "равной ответственности Советского Союза и гитлеровской Германии за развязывание Второй мировой войны". Это становящееся всё более красноречивым молчание, а, вернее, его причины, представляют наибольший интерес во всей возне вокруг проявлений неонацизма и ревизии истории…
Не секрет, что в условиях экономического кризиса первую скрипку в Евросоюзе играет Германия, благодаря усилиям которой единая европейская валюта всё еще держится на плаву. Поэтому позиция Берлина по любому вопросу является для еврочиновников определяющей. Как немцы скажут, так и будет. Однако к истории Второй мировой войны их подход отнюдь не однозначен.
Формально германским законодательством предусмотрены суровые санкции за отрицание или преуменьшение тяжести преступлений нацистов, оправдание и героизацию организаций и лиц, фигурирующих в приговоре Нюрнбергского трибунала. Официально считается, что долг всего немецкого народа состоит в том, чтобы не допускать забвения и передавать из поколения в поколение память о преступлениях и жертвах гитлеровского режима. Ради эксперимента можно поинтересоваться у любого германского политика о его отношении к нацизму. В ответ прозвучат заученные ритуальные фразы о "чёрной странице истории, ужасах холокоста и непреходящем значении покаяния". Отсутствие этих заклинаний будет означать, что собеседник либо решил добровольно поставить крест на своей карьере, либо он сумасшедший.
Однако, наряду с прямыми законодательными и этическими запретами на пропаганду и реабилитацию нацизма, в ФРГ существует конституционное право граждан на свободу слова и доступ к информации. А это открывает широкое поле для попыток «творческого поиска исторической правды» и «нового свободного от идеологических клише взгляда на события прошлого».
Примером такого "незашоренного" подхода к истории Второй мировой войны стал нашумевший мини-сериал кинокомпании ZDF "Наши матери, наши отцы" (Unsere Mütter, unsere Väter). В фильме на примере судеб пяти берлинцев (воюющих на Восточном фронте братьев Вильгельма и Фридхельма Винтеров, актрисы Греты, медсестры Шарлоты и еврея Виктора), их страданий и боли показано, как война воспринималась простыми немцами.
Адресованные зрителю посылы просты и очевидны: сами герои и большинство их соотечественников – такие же жертвы гитлеровского режима, как и другие народы Европы; все зверства творили эсэсовцы, выглядящие дегенеративными инопланетянами; ответственность за холокост с нацистами должны разделить украинские полицаи и польские партизаны; многие немцы сочувствовали евреям и пытались их спасти; солдаты вермахта проявляли жестокость только в ответ на вероломство "мирных жителей". Все это подано без лишнего надрыва и пафоса, главные герои вызывают симпатию и сострадание. Фильм вызвал массу восторженных откликов зрителей, в том числе российских, и уже назван в Германии культурным событием года.
Стремясь закрепить успех "матерей и отцов", та же продюсерская компания приступила к съёмкам сериала о Гитлере. Авторы уверены, что их произведение станет "честным, беспристрастным и глубоким исследованием" биографии фюрера. Продюсер сериала Ян Мойто считает, что "пришло время показать Гитлера и его жизнь глазами немцев. Мы покажем, как он писал свою собственную историю и создавал мифы, вскружившие голову немецкому народу… Мы проанализируем таланты и слабости Гитлера, его холодную жестокость и несомненное личное обаяние…"
После таких заявлений возникает ощущение, что главный герой будет выглядеть на экране, как минимум, неоднозначной личностью, роковую роль в судьбе которого сыграли внешние обстоятельства. Показ нового сериала, имеющего все шансы стать очередным «культурным событием» в жизни Германии, запланирован на следующий год, когда поклонники Гитлера будут отмечать его 125-летие. И вряд ли это простая случайность.
В последнее время подобные "совпадения" происходят в Германии всё чаще. Прошлогодняя скандальная резолюция бундестага, содержавшая резкую критику политики Кремля в отношении оппозиции и едва не сорвавшая переговоры Меркель и Путина в Санкт-Петербурге, была принята аккурат 9 ноября. Многие СМИ тогда обратили внимание на то, что для своего антироссийского демарша германские депутаты выбрали день, когда в 1923 году произошел «пивной путч», а в 1938-м – еврейские погромы, получившие название "хрустальной ночи".
27 января, когда советские войска освободили узников Освенцима, в ФРГ отмечается День памяти жертв нацизма. В этом году он пришёлся на воскресенье, поэтому традиционное заседание бундестага было перенесено, но не на понедельник или на вторник, а на среду – 30 января. И получилось, что германские парламентарии почтили память жертв гитлеровского режима как раз в восьмидесятую годовщину прихода этого режима к власти.
В конце июня в Берлине уже много лет подряд проходит грандиозный гей-парад. В этом году многотысячное шествие апологетов однополой любви, возглавляемое бургомистром Клаусом Воверайтом (естественно, открытым гомиком), состоялось 22 июня. Заодно гей-сообщество провело у российского посольства демонстрацию против закона о запрете пропаганды гомосексуализма. Мол, смотрите, это там у вас – День памяти и скорби, а у нас – голубая фиеста. Кстати, подчеркнуто уважительное отношение к правам секс-меньшинств в Германии трактуется как элемент денацификации, поскольку в Третьем рейхе извращенцев жестоко преследовали. И почему-то слабо верится, что организаторы гей-парада и депутаты бундестага выбрали для своих мероприятий эти даты просто потому, что так совпало.
Вот такое своеобразное у немцев получается покаяние – через скандальные сериалы, «случайное» совмещение дат и гей-парады. Поэтому будет не удивительно, если через несколько лет в ответ на очередной призыв российского МИДа наконец-то осудить сходки неонацистов в Прибалтике ведомый Германией Евросоюз посоветует Москве самой "нешаблонно" и "неполитизированно" взглянуть на историю.
Начало этому уже положено. В начале июня президент ФРГ Йоахим Гаук призвал Россию покаяться и признать вину советского режима, - примерно так же, как немцы осудили нацизм.