Ликвидация первым русским царем Казанского ханства, более века терроризировавшего наших предков, до сих пор служит поводом для тиражирования местными национал-сепаратистами мифов о "геноциде татар"
Этой осенью исполнилось 470 лет взятия русскими войсками под командованием молодого первого царя Всея Руси Ивана IV Казани и ликвидации Казанского ханства, сильно досаждавшего нашим предкам непрестанными разбойничьими набегами. Юбилей этого события, немало способствовавшего становлению России и обретению ею в будущем статуса великой державы, как, впрочем, и любого другого, связанного с именем оболганного либералами грозного государя, например, славной победы в Битве при Молодях, прошел в Российской Федерации тихо и незаметно. И в этом можно усмотреть даже некоторый прогресс – ведь еще лет 20-25 назад годовщина падения Казани "отмечалась" в Татарстане весьма шумно. На улицы города выходили крикливые деятели из националистического Всетатарского общественного центра (ВТОЦ, ныне признан экстремистской организацией), которые устраивали многолюдные траурные шествия и митинги, где звучали призывы к русским не просто покаяться за "преступления царя Ивана", но и вообще убираться из их "суверенной республики". К счастью на рубеже тысячелетий местным сепаратистам не удалось разжечь пожар межнационального конфликта в Татарстане, как и без малого пять веков назад у тех, о ком они скорбели, не получилось сделать из русских земель источник бесперебойного поступления рабов на невольничьи рынки Стамбула и Бухары…
Сейчас некогда влиятельный в Татарстане ВТОЦ утратил былой авторитет, его деятельность в России запрещена, а былые лидеры либо утихомирились, либо, как вожаки ячейки в Набережных Челнах братья Кашаповы, сбежали за границу, где на западные гранты вместе с "ичкерийцем" Закаевым и "террористом" Пономарёвым пытаются раскачать проект "деколонизации" России.
Тем не менее, трагические события середины XVI столетия до сих пор волнуют часть национально озабоченной местной "интеллигенции". До сих пор в публикациях татарских СМИ и на страницах книг, издаваемых в республике, нет-нет да появляются утверждения о том, что октябрь 1552 года стал "самой мрачной страницей татарской истории", что при взятии Казани творился "настоящий геноцид татарского народа", что поход царя Ивана был "вероломной неспровоцированной агрессией" против "миролюбивого" ханства, и так далее.
Поскольку эти нарративы заметно перекликаются с фейками киевской и западной пропаганды об СВО, давайте разберёмся, имеет ли они под собой какую-либо реальную почву.
Начнем с того, что заявлять о "геноциде татар" русскими в 1552 году могут либо полные невежды, либо те, кому надо любой ценой посеять рознь между двумя народами. На счет того, как происходила инкорпорация Казанского ханства в состав России уже давно исчерпывающе высказался живший в начале ХХ века видный просветитель татарского народа Исмаил Гаспринский:
"Ни один народ так гуманно и чистосердечно не относится к покорённому, вообще чужому племени, как наши братья, русские. Русский человек… смотрит на всех, живущих с ним одним законом, как на своих, не высказывая, не имея узкого племенного себялюбия".
Что же касается всего остального… Поход Ивана IV (прозвище Грозный он обретет позднее) на Казань был вызван вовсе не самодурством или природной кровожадностью первого русского царя, в чем его любят обвинять либералы, начиная с апологета западнического подхода к русской истории Николая Карамзина. Это было абсолютно закономерное и логичное решение в реалиях той эпохи, продиктованное интересами России и ее народа.
С XIII столетия Русь вела длительную упорную борьбу с Золотой Ордой за возвращение независимости, утраченной после татаро-монгольского нашествия. После крушения Орды началось противостояние объединившихся вокруг Москвы русских земель с ее осколками – Казанским, Астраханским, Сибирским, Крымским ханствами. Наибольшую угрозу представляло первое, которое географически было ближе других к нашим городам и сёлам.
При этом одним из столпов "экономики" Казанского ханства была работорговля, а в качестве главного источника "живого товара" его правители рассматривали Русь. Вот как характеризует "внешнюю политику" казанских ханов доктор исторических наук, профессор Александр Бахтин:
"Основной целью татарских вторжений было ограбление России и захват многочисленных пленных, которых толпами продавали на восточных невольничьих рынках. Русские рабы высоко ценились и продавались весьма дорого, особенно женщины, поэтому работорговля приносила колоссальный доход, что стимулировало новые разбойничьи набеги".
Внезапные набеги казанцев превращали восточные окраины Московской Руси в безлюдные пустыни. Всех, кто не успевал спрятаться в лесах, татары угоняли в полон. В порубежном селе Кадницы, что стоит на берегу Волги, налетчики сортировали и делили "добычу", и тех, кого признавали негодным – старых, больных и пр. – убивали прямо здесь.
Так что ни о каком "мирном сосуществовании" не могло быть и речи, слово "Казань" в представлении наших предков было синонимом экзистенциального зла, с которым необходимо было покончить. Война между двумя государствами, одно из которых буквально паразитировало на другом, была неизбежна. Поэтому у первого русского царя просто не было выбора: рано или поздно казанскую проблему всё равно пришлось бы решать.
Сыграл свою роль и геополитический фактор. К середине XVI века окончательно окрепла и в полный голос заявила о своих гегемонистских амбициях Османская империя, султан которой провозгласил себя халифом всех правоверных. Казанское ханство обрело мощного союзника и покровителя, что резко повышало для Москвы угрозу войны на два фронта, чем мог воспользоваться, нанеся удар в спину, правитель Польши и Литвы Сигизмунд II Август, подзуживаемый папскими легатами на борьбу с "восточными схизматиками". Если бы это произошло, вся отечественная история пошла бы совсем по другому пути, а на Красной площади в Москве вместо построенного в честь покорения Казани величественного православного храма красовалась бы мечеть или католический собор.
Молодому царю пришлось действовать на упреждение. Первые два похода на Казань не увенчались успехом, разбойничья цитадель осталась нерушима. К третьему походу Иван и его правительство подготовились более тщательно: был сформирован полноценный парк осадной артиллерии большого калибра, заготовлены припасы, собрано большое войско, создан плацдарм для броска к Казани в виде расположенный от нее всего в 30 км крепости Свияжск.
Готовя свою спецоперацию, царь озаботился ее информационным и дипломатическим обеспечением. Благодаря этим мерам удалось добиться нейтралитета Ногайской орды и привлечь на сторону России дружины мордовских князей и других народов Поволжья, также как и русские страдавших от набегов казанцев. Примкнули к царскому войску и многие татары, недовольные тем, что на казанском троне уселся чужак – астраханский царевич Ядыгар-Мухаммед.
Осада Казани шла полтора месяца и проходила очень тяжело. Только 2 октября, после того, как была взорвана городская стена, а защитники отвергли предложение сдаться, последовал решающий штурм. Да, русские воины и их союзники действовали жёстко, не разбираясь, кто комбатант, а кто "мирный", тем более что последние, включая женщин, сами лезли в драку, улицы были буквально завалены телами павших. Но то, что происходило в тот день в Казани, не идет ни в какое сравнение с тем, как вели себя в те времена при взятии вражеских крепостей "цивилизованные" европейцы.
После падения Казани русские сокрушили Астраханское ханство – еще одно разбойничье гнездо и плацдарм для османской экспансии на Волге. А незадолго до ухода из жизни Ивана Грозного казаки атамана Ермака уничтожили Сибирское ханство. Угроза России с Востока была ликвидирована.
При этом ликвидация осколков Золотой Орды при Иване IV вовсе не означала унизительного закабаления татар. Репрессиям подверглись лишь немногие оголтелые русофобы в правящих элитах, большинство же местных аристократов стали русскими дворянами, основав немало династий, представители которых прославили Россию на поле брани, в литературе, науке, дипломатии и на других поприщах. Татары, ныне являющиеся вторым по численности коренным народом России, получили те же права, что и русские, при этом сохранив свои обычаи, традиции, культуру, язык и веру.
Такой подход был совсем не характерен для западных "демократий" той и более поздних эпох, низводивших покоренные ими народы до положения людей второго и третьего сорта, а сегодня пытающихся обвинить Россию в "колониализме" и "закабалении" инородцев. Ну, у кого что болит…