В изготовленном польской фирмой D-day Miniature Studio наборе советские воины, освободившие Европу от гитлеровцев, представлены мародерами и пьяницами. Солдаты вермахта у польских художников выглядят намного симпатичнее
На днях польская компания D-day Miniature Studio, производящая игрушечных солдатиков, анонсировала выход нового набора под названием Red Storm over Europe, Soviet Rear Troops 1944-1946 ("Красный шторм над Европой, Советские тыловики 1944-1946 гг."). Теперь любой желающий, в т.ч. и в России, может всего за 75 евро приобрести четыре фигурки бойцов Красной Армии, представленных в самом неприглядном виде – трое из них волокут награбленные ценности, четвертый прикладывается к бутылке. Именно так видит создатель набора, польский художник Павел Красицкий советских солдат, 75 лет назад спасших Европу, в т.ч. и его родную страну, от ужасов гитлеровской оккупации. Хотя D-day Miniature Studio – коммерческая фирма, она своей продукцией, потребителями которой являются в основном дети, способствует решению одной из важных задач исторической политики современного польского государства, состоящей в обосновании тезиса о том, что Красная Армия принесла Польше не освобождение, а новую оккупацию…
Специализация компании D-day Miniature Studio – выпуск красочных миниатюрных фигурок преимущественно в масштабе 1:35, изображающих участников обеих мировых войн и локальных вооруженных конфликтов. Каждый набор представляет собой некую жанровую сцену, участниками которых являются от двух до шести персонажей. Цена варьируется от 31 до 90 евро, но любую фигурку можно приобрести в розницу за 16 евро.
Среди представленных на сайте польской фирмы наборов есть пафосные: "Вместе против блицкрига" (демонстрирует боевое содружество бельгийцев и британцев в 1940-м), "Варшавское восстание" (девушка, бегущая с гранатой, и офицер Армии Крайовой с героически перекошенным лицом у развалин), "Для королевы и страны" (бравые голландцы с взятым в плен немецким десантником), "Последний приказ" (фольксштурмисты и подростки из гитлерюгенд с фауст-патронами). Встречаются иронические: "Я сбил их. Битва за Британию" (польский летчик у грузовика с пленными пилотами люфтваффе), "Бульвар Рузвельта. 1945" (американцы меняют таблички на домах в немецком городке), "Футбол. Рождественское перемирие 1914 года" (немецкий пехотинец и шотландский стрелок возятся с мячом). Но больше всего тех, что изображают сцены боев или бытовые сцены из окопной жизни. Автором всех имеющихся в продаже наборов значится Павел Красицкий.
Рис. 1 Немецкий фольксштурм из набора "Последний приказ"
В его "творчестве" представлены солдаты едва ли не всех армий, воевавших в Европе в 1914-1918 и 1939-1945 гг. (наибольшее внимание почему-то уделено немцам), но до сих пор не было советских воинов. Теперь этот пробел восполнен. Но как!
Если персонажи всех иных наборов воспринимаются с симпатией (даже гитлеровцы) или хотя бы нейтрально, то наши "бойцы" способны вызвать только отрицательные эмоции – брезгливость, отвращение, негодование и т.п. Четко и недвусмысленно обозначена их "миссия" на европейской земле – грабеж, мародерство, пьянство.
Для каждой фигурки польскими маркетологами придуманы говорящие названия, призванные эти чувства усугубить. Итак, знакомьтесь. "Модельер" – усач в цилиндре поверх пилотки, жилетке с двумя галстуками, натянутой на гимнастерку, в руке чемодан, под мышкой – трость. "Коллекционер часов" – охламон в грязной овечьей поддевке с неизвестной медалью тащит каминные часы, на запястьях – наручные часы (пять), на ремне – карманные с цепочками (три). "Ценитель искусства" – "комиссар" в кожанке с погонами и с буденовкой на голове толкает тележку, груженную картинами в золоченых рамах и большим распятием. И, наконец, "Мучимый жаждой" – видимо, атаман этой банды, т.к. не несет ничего, кроме бутылки, к которой прикладывается, с ППШ и в ватнике, на котором висит неидентифицируемая медаль.
При этом обращает на себя внимание, что до сих пор D-day Miniature Studio уделяло повышенное внимание проработке деталей, точно воспроизводящих экипировку, оружие, снаряжение и обмундирование солдатиков, за что продукцию компании ценили коллекционеры. Но то, как пан Красицкий изобразил советских воинов, говорит о том, что достоверность была последним критерием, которому он следовал в работе. Задача была в том, чтобы изобразить их максимально неприглядно, и с ней художник успешно справился. В похожем карикатурном стиле советских солдат изображали в фильмах бондианы и голливудском агитпропе 1980-х ("Рэмбо-2", "Рэмбо-3", "Красный рассвет" и т.п.).
Название набора – "Красный шторм над Европой" – показывает как отношение к советским солдатам, так и видение того, чем они занимались в европейских странах. Транслируемый и легко считываемый месседж от польской компании-производителя игрушек абсолютно точно соответствует представлению о Красной Армии и ее роли во Второй мировой войне, который насаждается в Европе на протяжении последних десятилетий.
Согласно ему спасение миру от нацизма принесли западные союзники, высадившиеся в Нормандии 6 июня 1944 года (в тот самый D-day), русские же, выгнав немцев из Центральной и Восточной Европы, установили там свой не менее жестокий оккупационный режим, на сорок с лишним лет лишив несчастные народы этих стран подлинной свободы и демократии. При этом советские солдаты не столько громили нацистов (этим занимались американцы при помощи британцев, французов, поляков, канадцев и далее по списку вплоть до бразильцев), сколько грабили, насиловали, разрушали и развешивали портреты Сталина.
Особая роль в конструировании этого мифа принадлежит полякам, считающим себя и свою страну главной жертвой Второй мировой войны, прибалтам и немцам. Только если Польша и страны Балтии задействуют для этого всю мощь государства, то потомки "истинных арийцев" по понятным причинам предпочитают действовать с неофициальных позиций – через формально независимые СМИ, кинематограф, некоммерческие фонды и НКО, вроде Народного Союза Германии по уходу за военными захоронениями (Volksbund Deutsche Kriegsgräberfürsorge), который активно продвигает программы "общей памяти", нацеленные на то, чтобы снять с солдат вермахта вину за совершенные ими преступления на территории СССР.
В последнее время к деятельности по десакрализации подвига советских воинов и отрицанию их освободительной миссии подключились "мастерская Третьего рейха" Чехия и бывшие союзники нацистской Германии Болгария, Румыния, Венгрия, Финляндия, Хорватия, а также Украина, власти которой не могут удержатся от участия в любом начинании с антироссийским подтекстом…
Но вернемся к "творчеству" D-day Miniature Studio и Павла Красицкого.
Кто-то, наверняка, скажет: "Подумаешь, игрушечные солдатики! Это же не серьезно". И будет категорически не прав. Ведь главные потребители продукции D-day Miniature Studio – дети (еще коллекционеры, но их мы трогать не будем). Именно в ранние годы у человека закладывается представление о добре и зле, формируется понимание, кто представлял первое, а кто второе в тех или иных исторических событиях, в первую очередь – во Второй мировой войне. На основе этого выстраивается четкая парадигма "наши" – "враги".
У подавляющего большинства советских мальчишек (да и девчонок) 1960-х – 1980-х, выросших на рассказах дедов-ветеранов и советских фильмах о войне, игравших в "войнушку" во дворах, когда никто не хотел быть "за фрицев", и расставлявших на полу квартир в хрущевках дешевых солдатиков отечественного производства, к попыткам изменить эту парадигму выработан стойкий иммунитет. Их реакция на рассказы о том, что советские воины были убийцами и грабителями, а солдаты вермахта "не хотели воевать и тоже были людьми", будет однозначной и совсем не приятной для рассказчика.
Рис. 2 Советские солдатики 1970-е гг.
Однако этот иммунитет по наследству не передается, и для их детей, а также внуков картину можно отредактировать. Или, по крайней мере, попытаться. То, что изготовила польская D-day Miniature Studio, – шаг именно в этом направлении.
В завершение добрый совет фирме Soga Miniatures, являющейся дистрибьютором продукции польской компании в России: пока не поздно откажитесь от сотрудничества с таким "партнером". Нашим же производителям следует задуматься о том, чтобы дать адекватный ответ на "творчество" польских не-братьев, прекратив в массовом количестве клепать наполеоновских гренадеров и дав российским детям возможность играть в солдатики "за наших".
А для западного рынка можно изготовить наборы "Гитлеровцы жгут русскую деревню", "АКовцы нападают на советский военный госпиталь", "Румынские солдаты грабят Одессу", "Бандеровцы уводят у крестьян последнюю корову" и еще много чего в том же духе. Благо, сюжетов навалом. Пусть попробуют возразить.