Восстание тайпинов как поучительный урок для не утративших вменяемости участников протестных акций внесистемной оппозиции в России
Из-за жестких мер властей, направленных на противодействие распространению коронавируса COVID-19, Россия наконец-то получила возможность передохнуть от протестных акций противников "кровавого кремлевского режима", с завидной регулярностью выводимых на протяжении последнего десятилетия на улицы Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов вождями внесистемной оппозиции под лозунгами борьбы с тоталитаризмом за "вашу и нашу свободу". При этом рядовые протестующие вряд ли интересуются истинными мотивами, которыми руководствуются их вожди, сначала электризующие толпы сторонников трескучими лозунгами, а потом, когда начинаются стычки с полицией, технично покидающие место событий. К сожалению, молодые люди, выходящие по призыву внесистемщиков на улицы с криками "Мы здесь власть!", "Допускай! Отпускай!", "Путин должен уйти!", "Власть миллионам, а не миллионерам!", плохо знают мировую историю. Иначе перед ними обязательно встал бы вопрос, а что будет, когда победим? Попробуем восполнить этот пробел, рассказав о восстании тайпинов, вспыхнувшем в Китае 170 лет назад под лозунгами, похожими на те, с которыми выступают нынешние российские внесистемщики.
История знает немало случаев, когда попытки какого-либо вождя или пророка привести свой народ или сразу все человечество к счастью и свободе приводили к чудовищным жертвам и масштабным трагедиям. До тех пор, пока такие идеи остаются сугубо теоретическими построениями умов их породивших, ничего страшного не происходит. Беда наступает тогда, когда творцы теорий всеобщего равенства и благоденствия обзаводятся фанатичными последователями, которые начинают воплощать их на практике. Тут выясняется, что понимание счастья у всех разное, и далеко не каждый готов разделить взгляды новоявленного мессии.
Особенно страшно, если всё это происходит в масштабах одной страны, жители которой, еще вчера ощущавшие себя частями единого целого, внезапно и зачастую помимо своей воли оказываются разделены на "своих" и "чужих". Тогда исходная идея всеобщего счастья превращается в свою противоположность. Так было в революционной Франции при диктатуре якобинцев, в попавшей под "красное колесо" России, в запутавшейся в пропагандистской демагогии национал-социалистов Германии, в оказавшейся во власти безумных "красных кхмеров" Кампучии (она же Камбоджа) и во многих других странах и уголках мира. Пережившие подобные эксперименты народы затем десятилетиями сталкиваются с их последствиями, мучительно преодолевая глубокий раскол в обществе.
Вероятно, для многих будет открытием, но безусловным мировым лидером по количеству попыток построить на крови "счастье для всех", их размаху, продолжительности и числу жертв является Китай, в последние десятилетия выглядящий островом стабильности и относительного благополучия. Этот образ не разрушила даже начавшаяся в КНР в конце прошлого года эпидемия коронавируса COVID-19, с которой китайские власти, похоже, в целом справились, в отличие от Европы и США.
История Поднебесной изобилует многолетними гражданскими войнами и восстаниями, унесшими десятки миллионов жизней. Все они начинались под лозунгами "восстановления попранной справедливости" и "борьбы за народное счастье", что за века стало у наших южных соседей своего рода национальной традицией.
В случае победы над "недостойным узурпатором", как называли свергнутого правителя, вожаки восставших занимали его покои во дворце и основывали собственные династии. В сознании новых императоров народное счастье и личная власть быстро становились синонимами. Тогда рубились головы недавним соратникам, которых объявляли заговорщиками, а сами вчерашние "борцы за справедливость" спешили укрыться от добывшего им престол народа за стенами Запретного города и копьями многочисленной гвардии. Так победивший дракона сам становился драконом. И со временем уже новый вождь поднимал обиженных на войну против правителя, "нарушившего волю Неба", чтобы в случае успеха самому пройти этот путь.
Не стала исключением и предпринятая в середине XIX века китайскими христианами попытка воплотить в жизнь идею всеобщего равенства и братства, вошедшая в исторические хроники как восстание тайпинов.
Все началось с того, что молодому деревенскому учителю из южной провинции Гуандун Хун Сюцюаню во сне явились Бог-Отец и Спаситель, которые поручили ему миссию "распространения добра и борьбы с демонами на земле". Провозгласив себя младшим братом Христа, Хун начал активно проповедовать среди земляков новое учение, в котором причудливо переплелись христианские заповеди, этические нормы конфуцианства, а также некоторые идеи буддизма и даосизма. Его последователи отрицали частную собственность, выступали за перераспределение имущества богатых в пользу неимущих, отмену товарно-денежных отношений и всеобщее равенство в вопросах производства и потребления. Выдвинутые Хун Сюцюанем лозунги были понятны для крестьян, число его сторонников неуклонно увеличивалось.
Летом 1850 года "младший брат Христа" и его сподвижники подняли на юге страны восстание против маньчжурской династии Цин. В захваченных городах повстанцы громили государственные учреждения и казенные мануфактуры, убивали всех маньчжуров и крупных чиновников-китайцев, конфискуя их имущество, часть которого затем раздавали бедноте. Купцы, мелкие чиновники и зажиточные обыватели объявлялись "богачами", на них накладывалась большая контрибуция. Все захваченные ценности сдавались в "священные кладовые", из которых бойцы революции и их семьи получали одежду и продовольствие по общим нормам.
Силы борцов за счастье всех китайцев быстро росли, к ним присоединялись все новые отряды восставших крестьян, беглых солдат и городской бедноты. В "христианской" армии царила железная дисциплина, выборные командиры строго следили за тем, чтобы их подчиненные не грабили и не обижали простолюдинов. На контролируемой повстанцами территории запрещались азартные игры, курение опиума и табака, употребление алкоголя и проституция. Женщины были уравнены в правах с мужчинами, был отменен древний изуверский обычай бинтования ног у девочек, упразднена система сословий, старая армия объявлялась распущенной.
Через год после начала восстания, разбив посланные против них правительственные войска, последователи Хун Сюцюаня провозгласили создание "Небесного государства великого спокойствия" (Тайпин Тяньго). С этого момента повстанцы стали называть себя тайпинами, а их вождь принял титул "Небесного князя".
В 1852-53 гг. полумиллионная армия тайпинов прорвалась в изобильную долину Янцзы, взяв крупные города Ухань (да, тот самый) и Нанкин. Последний стал столицей нового государства, которое в период своего расцвета контролировало густонаселенную территорию, равную по площади трем Франциям. Предпринятый тайпинами Северный поход на Пекин едва не увенчался успехом: лишь стянув все наличные "восьмизнаменные" войска, монгольскую конницу и частные дружины крупных землевладельцев, цинское правительство сумело остановить тайпинов в ста километрах от столицы. Провалу похода способствовали и непривычные для уроженцев юга, составлявших большинство тайпинской армии, морозы. К тому же крестьяне Северного Китая не поддержали повстанцев, во многом потому, что просто не понимали их южного диалекта. Кстати, с этой проблемой сталкиваются и современные китайцы, решать ее помогают изучение в школах "путунхуа" ("общего языка"), основанного на северном диалекте, и единое написание иероглифов. Но в XIX веке подавляющее большинство простых жителей Поднебесной грамоты не ведали, только через сто лет пришедшие к власти коммунисты во главе с Председателем Мао начнут решать эту проблему, упростив иероглифику и введя всеобщее начальное образование.
Но вернемся к тайпинам. Даже если бы им удалось захватить Пекин, выдвинутая Хун Сюцюанем идея построения всекитайского государства "великого спокойствия" была обречена. Основная причина крылась в том, что руководство восставших уже было поражено "синдромом дракона".
После взятия Нанкина ставший "Небесным князем" Хун Сюцюань посчитал свою миссию выполненной. "Младший брат Христа" удобно устроился с наложницами в роскошном дворце, где "предавался молитвам". Всю военную и административную власть он передал своим приближенным, которым были пожалованы княжеские титулы. Так молодое государство "всеобщего благоденствия" за считанные месяцы превратилось в традиционную китайскую монархию. Вскоре между вчерашними соратниками началась жестокая драка за власть, серьезно ослабившая державу тайпинов.
Не оправдалась надежда Хун Сюцюаня на помощь европейских "единоверцев". Убедившись в неспособности тайпинов свергнуть династию Цин и расценив введенный ими запрет на торговлю опиумом как угрозу своим национальным интересам, правительства Англии, Франции и США решили помочь маньчжурам подавить восстание.
Крестьяне, сначала поддержавшие тайпинов, тоже со временем отвернулись от них. Ранее отмененные подати были не только восстановлены, но и увеличены. Только теперь выжатые из земледельцев налоги направлялись не в Пекин, а в Нанкин. Разоренные войной деревни приходили в запустение, оставшиеся без рабочих рук поля не обрабатывались и зарастали, оросительные системы не действовали, во многих районах государства "великого спокойствия" начался голод. Свою негативную роль сыграла и религиозная нетерпимость тайпинов. Считая учение Христа единственно верным, воины "Небесного князя" разрушали буддийские и даосские храмы, монастыри и пагоды, что не вызывало симпатий у основной массы населения.
Летом 1864 года после длительной осады цинские войска штурмом взяли Нанкин, устроив в захваченном городе дикую резню и погромы. Незадолго до этого "младший брат Христа", убедившись в полном крахе порожденной им утопии, покончил с собой, приняв яд. Его сын, провозглашенный новым "Небесным князем", попал в руки победителей и был казнен. На этом закончилась история государства "великого спокойствия", так и не ставшего воплощением народной мечты о всеобщем благоденствии.
Разрозненные повстанческие отряды еще четыре года продолжали безнадежную борьбу, но были поочередно уничтожены. Длившееся почти два десятилетия восстание тайпинов стало, пожалуй, одной из самых кровавых страниц не только китайской, но и мировой истории. По некоторым оценкам, за его время, на которое также пришлись Вторая опиумная война и целый ряд локальных антиправительственных выступлений крестьян и последователей тайных обществ, страна потеряла до 20% населения.
Наверное, рядовым участникам периодически организуемых лидерами внесистемной оппозиции протестных акций в Москве, Санкт-Петербурге и других городах нашей страны, которые убеждены, что причиной всех российских и их личных бед является "авторитарный путинский режим", следовало бы помнить о печальном опыте тайпинов и внимательнее присмотреться к своим вождям, подставляющим их под дубинки правоохранителей. Вдруг среди них уже завелся новый дракон?