Кино-интерпретация подвига Героя России, летчика Олега Пешкова стала первым российским фильмом о войне в Сирии. Опыт получился неоднозначным
18 ноября в российский прокат вышла военная драма "Небо" режиссера Игоря Копылова. Появление картины на широком экране оказалось приурочено к шестой годовщине гибели при выполнении боевого задания в Сирии Героя России подполковника Олега Пешкова, бомбардировщик которого 24 ноября 2015 года был сбит истребителем F-16 турецких ВВС. Сам пилот погиб – его после катапультирования расстреляли в воздухе боевики-туркоманы, штурмана Константина Мурахтина удалось спасти. Именно этот эпизод лег в основу сценария фильма "Небо", в создании которого приняло активное участие Минобороны РФ. Результат сотрудничества с кинематографистами военное ведомство полностью удовлетворил, так как Сергей Шойгу, сам ставший прототипом для одного из персонажей "Неба", поручил включить фильм в перечень обязательных к просмотру в Вооруженных Силах. Можно только приветствовать то, что наше Минобороны решило пойти по стопам коллег из Пентагона, давно помогающих Голливуду создавать "правильный" образ американской армии. Однако у такого подхода есть как плюсы, так и минусы, что и показал фильм "Небо"…
Картина Игоря Копылова стала первым отечественным фильмом, рассказывающим о все еще идущей войне в Сирии, в которой наша армия участвует с осени 2015 года. Именно в этой воюющей стране, на базе Хмеймим, была снята часть эпизодов "Неба", что, безусловно, добавило ей достоверности и позволило создать нужную атмосферу.
Российским зрителям наглядно демонстрируют действия не только ВВС, но и Сил специальных операций – элитных засекреченных подразделений с широким диапазоном разведывательно-диверсионных задач, подчиненных непосредственного Генштабу ВС России. Причем впервые их работа показана с умышленным акцентом именно на бренде ССО, чего раньше в нашем кино, где задействован спецназ ("Турист", "Солнцепек", "Крым" и др.), старались избегать.
Это стало внятным и для многих долгожданным ответом Чемберлену Голливуду, призванным показать, что крутые парни, способные взять живьем обделавшегося от страха эмиссара спонсоров террористов или спасти оказавшегося в тылу врага летчика, при этом почти без потерь помножив на ноль тучу бармалеев, есть не только у американцев, но и у нас.
Еще одна новация "Неба" – появление среди эпизодических персонажей действующего министра обороны и даже самого Верховного главнокомандующего. И хотя первый носит фамилию Шубин, а второй показан лишь издалека, использование в качестве декораций Национального центра управления обороной и точное воспроизведение на тужурке актера Анатолия Кота всех наград Сергея Кужугетовича не оставляет никаких сомнений, кто перед нами на экране.
Нашлось в "Небе" место – пусть мазками – и для демонстрации различных аспектов деятельности ВС России. Есть и боевая техника, и разнообразное вооружение, и оснащение самолетов перед боевым вылетом, и девушка-лейтенант из "политотдела" с книгами и плакатами для укрепления боевого духа бойцов, и четкая работа психологов, сопровождающих вместе со "скорой" беременную жену пропавшего летчика, пока его ищут, и суровые решительные командиры, действующие по принципу "своих не бросаем".
Вообще, всё, что касается военной составляющей, сделано в фильме Копылова тщательно, красиво и с душой. И за этот компонент можно было бы создателей картины только похвалить, если бы они не переусердствовали с показом действий спецназа.
Эпизод с операцией по захвату офицерами ССО "языка", несмотря на зрелищность и динамичность, выглядит не очень уместным в фильме о подвиге Пешкова, да еще и с названием "Небо". Могли бы его приберечь для рассказа о другом Герое России – спецназовце Александре Прохоренко, оказавшемся в марте 2016-го в окружении при выполнении разведзадания в провинции Хомс и вызвавшем огонь на себя.
Ну, и боевики такими стадами, как показано в "Небе", никогда и нигде не бегали – ни в Афгане, ни в Чечне, ни в Ираке, ни в Сирии. Впрочем, "уплотнением" в кадре врагов, идущих в атаку непременно толпой, грешат не только наши киношники, но и американцы, не говоря уже про китайцев и южно-корейцев. Это общее клише.
С мелодраматической частью, играющей весомую роль в фильме, получилось несколько хуже. Семейные сцены, призванные очеловечить персонажей, придав их образам глубину и человечность, с этой задачей справились так себе. Возникшая между главным героем в исполнении Игоря Петренко и его женой (Мария Миронова) размолвка по поводу предстоящей командировки выглядит искусственно, а отсутствие у офицеров, как один разговаривающих ненатуральным литературным языком и неуклюже шутящих, даже намеков на слабости и вредные привычки (в одной из сцен на робкое предложение одного из персонажей "посидеть" перед отбытием на войну все его товарищи дружно и без раздумий отказываются в пользу семей) превращает их в ходячие иллюстрации к строевому уставу.
В хрестоматийных "Офицерах", к которым пытается апеллировать Копылов путем использования в диалогах претендующих на афористичность фраз, вроде "Я не работаю на Россию, я ей служу", тоже не пили и не сквернословили, но там герои выглядели живыми и вызывали эмпатию, в т.ч. демонстрируя свои человеческие чувства. У создателей "Неба" так не получилось, и вечно опаздывающий и тайком берущий в Сирию кнопочный телефон для связи с женой "безбашенный" штурман (Иван Батарев) безоговорочно проигрывает Варраве и всем трем поколениям Трофимовых, все равно оставаясь ходульным персонажем.
Но куда более существенная проблема в том, что фильм, призванный воспитывать патриотизм и популяризировать военную службу, не дает внятного ответа на вопросы, почему офицеры, несмотря ни на что, служат в армии, за что воюют летчики, спецназовцы, морпехи в Сирии, какие мотивы лежат в основе их поступков? Деньги, любовь к Родине, семейные ценности, верность долгу? Молодежи это надо объяснять, иначе эффект будет нулевым, сними хоть сотню подобных картин.
Ссылка героя Петренко на обещание отцу годится как частный случай, а остальные – что? Универсальный аргумент "я присягу давал" натянут – Олег Пешков и офицеры его поколения клялись на верность СССР и советскому народу, повторно к присяге в России, в отличие от других постсоветских республик, военнослужащих не приводили.
Флешбэк из 1990-х, в котором вроде бы объясняется, что в те времена из армии бежали только подонки и желающие откосить от срочной, тоже очень натянут. Дело даже не в том, что отчислиться из военного училища было не так просто и быстро, как показано в фильме, – написал рапорт, выслушал нотацию командира и в тот же день "вышел на свободу".
Неправильно подана сама мотивация увольняющихся – якобы они стали курсантами, чтобы избежать отправки в войска. Конечно, солдатам-срочникам было тяжелее, чем "военным студентам", но и у последних, особенно на двух первых курсах, она была совсем не сахарной. Патрули, караулы, стояние на тумбочке и все прочие виды суточных нарядов, доведение до блеска казармы, зубрежка уставов, уборка территории, "спортивные праздники" по выходным, "прогулки" строем по плацу – то еще удовольствие. Тогда было много других менее затратных способов избежать срочной, например, поступить в гражданский вуз с военной кафедрой или приобрести "белый билет". Все-таки на рубеже 1980-х – 1990-х ребята шли в училища, чтобы стать офицерами, и только наступившее лихолетье заставило многих отказаться от этого намерения.
Впрочем, к реальному Олегу Пешкову эта история не имеет отношения – он закончил Харьковское летное в 1991-м, еще до развала Союза. Но тут киношники подстраховались, дав главному герою фамилию Сошников.
Но самое печальное в "Небе" – это геополитический аспект. Сценаристы зачем-то убрали в тень истинных виновников гибели российского летчика – турок и их сирийских прокси. По версии, изложенной в фильме, Су-24 был сбит в результате интриги американцев, которых на северо-востоке провинции Латакия не было ни в 2015-м, ни позже. В этом районе хозяйничали банды туркоманов, тесно связанных с турецкими спецслужбами. Они же и расстреляли спускавшегося на парашюте Пешкова. Приказ на удар по российскому бомбардировщику поступил из Анкары.
Конечно, Штаты пакостят России часто и много, в т.ч. и в зонах военных конфликтов по всему миру, но в этом конкретном случае они были не при чем. Совершенная в фильме, основанном на реальных событиях, подмена ничем не оправдана, и лучше от нее наши отношения с державой Эрдогана не станут. Скорее наоборот, на Востоке подобные трюки воспринимают как слабость.
И тем не менее, "Небо" стоит посмотреть. Хотя бы потому, что это первый рассказ средствами кинематографа о войне в Сирии и реальных боевых буднях современной российской армии, которую столько поливали грязью в кино и СМИ в 1990-е, что остается только удивляться, как и за счет чего она выжила…