Документальный фильм "Разгром немецких войск под Москвой" помог разрушить мифы гитлеровской пропаганды и завоевать симпатии за рубежом к СССР, сражающейся против нацистов. Теперь такая же задача стоит на Украине
21 апреля на российские киноэкраны вышла картина Сергея Мокрицкого "Первый Оскар", рассказывающая о том, как советские фронтовые кинооператоры зимой 1941-го снимали документальный фильм "Разгром немецких войск под Москвой". 4 марта 1943 года их коллективный труд был удостоен премии Американской киноакадемии "Оскар" в новой номинации "Лучший документальный фильм", ставшей первой такой наградой для отечественного кинематографа. Когда "Москва наносит ответный удар" – это название кино о Битве за советскую столицу дали голливудские продюсеры – вышла в августе 1942-го в американский прокат, в Штатах резко возросли симпатии к Советскому Союзу, в одиночку дерущемуся с объединенной гитлеровцами Европой, а на призывные участки хлынул поток добровольцев, рвущихся сражаться с нацистами. Интриги, сопутствовавшие появлению в США советского документального фильма о первой крупной победе Красной армии над вермахтом, стали второй сюжетной линией "Первого Оскара". Такой же прием параллельного показа войны на советско-германском фронте и работы "мягкой силы" СССР, направленной на побуждение союзников к открытию Второго фронта, режиссер использовал и в "Битве за Севастополь". Однако если снятая уроженцем Житомирщины Мокрицким киноистория жизни Героя Советского Союза снайпера Людмилы Павличенко появилась в период сравнительно "мирных" отношений с Западом, то его нынешняя работа вышла в разгар остервенелой экономической и информационной войны альянса стран мира либеральной демократии против России, что неожиданно придало ей особую актуальность и злободневность…
Нет смысла пересказывать сюжет "Первого Оскара" и давать фильму какие-то оценки – впереди майские праздники и День Победы, поэтому каждый сможет сам посмотреть фильм, составив собственное впечатление. Тем более, что пустые и глупые голливудские блокбастеры, исподволь впихивавшие в неокрепшее сознание российской молодежи разрушительную для России либерально-лгбтэшную повестку, конкуренцию картине о подвиге фронтовых кинооператоров составить по понятным причинам не могут.
Как же на самом деле появился "событийный повод" для картины Сергея Мокрицкого – "Разгром немецких войск под Москвой"?
Известно, что автором идеи фильма был Иосиф Сталин, поставивший осенью 1941-го руководителю Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме Ивану Большакову задачу снять фильм о Битве за Москву. Точная дата, когда именно Верховный принял такое решение, не известна, но приказ приступать к съемкам был отдан им задолго до того, как наступил перелом в боях на главном направлении. И это красноречиво говорит об убежденности Сталина в успехе предстоящего контрнаступления и о том, значении, которое он придавал информационной войне. Граждане страны и люди за рубежом должны были увидеть, что гитлеровцев можно бить, и узнать, что представляют собой те "свобода и порядок", которые они несут миру.
Глава государства лично контролировал процесс работы над фильмом, отсматривал материал, вносил правки в сценарий, редактировал дикторский текст, который, по его мнению, изначально был "излишне агитационным, крикливым", следил за тем, чтобы творческий коллектив был обеспечен всем необходимым, т.е. фактически выполнял функцию генерального продюсера.
К созданию картины были привлечены известные режиссеры Илья Копалин и Леонид Варламов (в "Первом Оскаре" второй появляется лишь в одном эпизоде) и команда операторов, среди которых были как "ветераны" цеха – Роман Кармен, Алексей Лебедев, Борис Макасеев, так и молодые специалисты, лишь недавно закончившие ВГИК – они и стали прототипами героев "Первого Оскара". В титрах фильма указаны имена 16 операторов, но в реальности их было больше.
Разбившись на пары, операторы ежедневно выезжали на передовую и в суровых условиях снимали на тяжелые "конвасы" и портативные "аймы" боевые будни сражающейся армии, наступающие войска, освобожденные разрушенные города, сожженные села, свидетельства варварских преступлений гитлеровских захватчиков и их самих – уже не улыбчивых и самодовольных, как на кадрах геббельсовской кинохроники, а жалких с затравленными взглядами и поднятыми руками или мертвых. Так разрушался миф о непобедимости вермахта.
О том насколько трудна и опасна была такая работа красноречиво говорит тот факт, что из 258 советских кинооператоров, работавших на фронтах в годы войны, каждый второй был хотя бы раз ранен, а более 60 человек погибли.
Понесла потери и киногруппа, создававшая "Разгром немецких войск под Москвой". В декабре 1941-го под Тарутино погиб заместитель начальника фронтовой киногруппы Павел Павлов-Росляков. В феврале 1942-го под Демянском пал смертью храбрых Семен Шер, снявший то, что сотворили нацисты в доме-музее Льва Толстого в Ясной Поляне. В мае 1944-го на Витебщине при прорыве из окружения партизанского отряда погибла Мария Сухова, в том же году в бою под польским городком Кросно был убит Александр Эльберт.
Снятый ими и их товарищами фильм московские зрители увидели уже 18 февраля, когда Битва за Москву была еще в разгаре, а вскоре отпечатанная в 800 копиях картина разошлась по всей стране.
Вскоре правдивое документальное кино о победе под стенами советской столицы смотрели в 28 странах мира. Только в США и Англии на сеансы, на которых шла "Москва наносит ответный удар", было продано 16 миллионов билетов. И не зря продюсер Дэвид Селзник с его огромным опытом и острым коммерческим чутьем пробивал новую оскаровскую номинацию под документальное кино, первый приз в которой и получила советская картина. Правда, вместе с ней наград удостоились еще три ленты – две американских и австралийская, но и конкурс был более чем представительным – на "Оскара" претендовали сразу 25 документалок.
Но главной наградой нашим кинематографистам стало то, что фильм буквально перевернул представление за рубежом о войне, Советском Союзе, Красной армии, русском народе, Третьем рейхе и нацизме. Люди, увидев на экране смерть, чудовищные разрушения и зверства гитлеровцев, больше не верили Геббельсу и Берлинскому радио.
Благодаря подвигу советских кинооператоров Америка избавилась от пацифистских настроений и перестала делать вид, что происходящее в Европе ее не касается. В Белый дом потоком шли письма и телеграммы от простых американцев, требовавших помочь русским, призывные участки US Army атаковали добровольцы, просившие отправить их на войну с Гитлером, на счет посольства СССР в Вашингтоне постоянно поступали пожертвования от фермеров Айовы и Арканзаса, рабочих Чикаго и Детройта, бизнесменов, клерков, журналистов, домохозяек, искренне желавших Победы Красной армии…
В феврале 1942-го Сталин, оценивая работу коллектива Варламова и Копалина, сказал, что этот фильм "стоит нескольких дивизий". Тогда Советский Союз нанес не только грандиозное поражение вермахту, но и мощный удар по идеологии нацизма и гитлеровской пропаганде, сумев преодолеть предубеждение западного мира к нашей стране и ее народу.
И сегодня перед Россией стоит такая же задача, решение которой многократно осложняется тем, что власти и политики "мира свободы и демократии" сознательно пытаются скрыть от своих сограждан преступную людоедскую сущность киевского режима, являющегося идейным наследником нацистов.
Но Правда все равно выйдет на свет, прорвав устроенную Западом информационную блокаду, чему сегодня стараются всемерно содействовать нынешние российские военкоры Александр Сладков, Александр Коц, Игорь Дмитриев, Максим Фомин, Евгений Поддубный, Ирина Куксенкова и многие другие последователи фронтовых операторов Великой Отечественной, о которых рассказал фильм "Первый Оскар".
Возможно, у режиссера Сергея Мокрицкого и его команды получилось не всё, но они сделали искреннюю и актуальную картину, с которой стоит познакомиться каждому. Тем более накануне Дня Победы.
С нетерпением ждем на экранах "Разгром неонацистов в Мариуполе", "Освобождение Донбасса" и "Харьков – вновь русский город".