Громко распиаренный фильм о "звёздах" советской эпохи рубежа 1930-1940-х не зацепил зрителя, оказавшись ярким, но сильно затянутым трейлером. Это такой "прогрев" публики перед выходом сериала?
7 ноября в отечественный прокат вышел фильм Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева "Любовь Советского Союза" – снятая под эгидой Первого канала помпезная ретро-мелодрама о жизни и взаимоотношениях кумиров советской эпохи на фоне исторических событий предвоенных и первых военных лет. Подогревать интерес аудитории к картине начали заблаговременно – красочные трейлеры "ЛСС", недвусмысленно намекавшие на большой бюджет, демонстрировали перед киносеансами ещё с весны 2023-го. Ролики давали уставшим от "клюквы" на тему советского прошлого зрителям надежду на то, что отечественный кинематограф наконец-то порадует их качественным историческим продуктом с живыми героями без либеральных фиг в кармане, передергиваний фактов и откровенных фейков. Увы, эти ожидания фильм не оправдывает. Судя по большинству отзывов рядовых киноманов, для них так и осталось загадкой, какую задачу ставили перед собой авторы, и что они хотели сказать своим творением, чуть ли не единственным бесспорным достоинством которого является красивая яркая картинка?
Сколько бы создатели "ЛСС" ни говорили, что герои фильма являются собирательными образами, очевидно, что перед нами несколько отредактированная история "звезды" советского экрана предвоенной эпохи Валентины Серовой. Её незамысловато переименовали в Галину Коврову, приписав мать-актрису и поменяв место работы с предшественника Ленкома ТРАМа на Театр Красной Армии.
Присутствуют здесь и сыгравшие заметную роль в жизни Серовой мужчины, выведенные под созвучными именами – герой-летчик Анатолий Серов, трагически погибший при испытании нового самолета в 1939-м, известный писатель и военкор Константин Симонов, а также легендарный полководец, один из творцов Победы Константин Рокоссовский. Первые двое были мужьями актрисы, последнему злые языки приписывали роман с ней, что ничем, кроме слухов не подтверждено.
Понятно, что таким нехитрым способом авторы хотели развязать себе руки, избежав придирок со стороны знатоков биографий известных личностей, но тогда бы уж стоило изобрести что-то своё, как это сделал, например, в свое время Василий Аксёнов в "Московской саге", а не вкладывать в уста драматурга Туманова знаменитое симоновское "Жди меня и я вернусь" и прямо цитировать в сценах войны его "Живых и мертвых" с прожорливым фотокором Мишкой и злым полковником, заставляющим журналистов рыть окопы, в котором без труда угадывается комбриг Серпилин.
Справедливости ради, помимо красивой картинки, у фильма есть еще одно достоинство. В отличие от большинства других картин на тему отечественной истории, здесь почти нет явных исторических ляпов. Костюмы, интерьеры, военная форма, награды, машины, самолеты, знаки различия, прически и т.д. выглядят вполне аутентично. Разве что строительство легендарного здания в форме звезды на Суворовской площади на полтора года "ускорили", зато не ошиблись с тем, что в 1938-м, когда Ковровы попадают на приём к Сталину, у полковника было три шпалы в петлицах (четвертую добавят только в 1940-м), а Герои Советского Союза еще не носили на груди медаль "Золотая звезда" (ее введут в августе 1939-го, когда Ковров/Серов уже погибнет). Правда, это заслуга не столько режиссеров-сценаристов-продюсеров, сколько консультантов, на которых в кои то веки решили не экономить, а также костюмеров и гримеров, потрудившихся на "пятёрку" с плюсом.
В остальном всё достаточно грустно. Название не соответствует содержанию – любви в фильме как таковой нет, есть страсти и метания главной героини, местами выглядящей откровенно взбалмошной. Не раскрыт функционал многих персонажей, которые всунуты в картину, непонятно зачем (или как в случае с Софьей Эрнст в образе, вероятно, Любови Орловой как раз понятно, но на пользу это всё равно не идёт). Сюжет рваный и непоследовательный, будто собирались снимать сразу несколько фильмов, а в итоге всё впихнули в один. Плюс неоправданно большой хронометраж, который без потерь можно было сократить раза в полтора.
Не обошлось и без традиционных либеральных фиг в кармане, вроде приказа псевдо-Серпилина журналистам присутствовать при расстреле струсивших бойцов (чтобы об этом в "Красной звезде" напечатали летом 1941-го?), сцены с попыткой изнасилования пьяным комполка главной героини, приехавшей на фронт с концертом (это типа намек, что подобное было массовым явлением?), кадры со зловещими ухмылками Берии, за которыми, впрочем, ничего страшного не следует, карикатурный Сталин, чрезмерно озабоченный устройством семейной жизни Ковровой/Серовой, который не упускает случая продемонстрировать свою тираническую сущность, приказывая ночью собрать артистов в Кремле, чтобы решить, достоин ли их спектакль премии имени себя.
Нет и внятного финала, который вышел каким-то скомканным и будто повисшим в воздухе. То ли сильно торопились, то ли просто не знали, чем и как закончить.
Одним словом, стране показали не цельный фильм, а растянутый на 2,5 часа трейлер, наспех сшитый из отдельных кусков белыми нитками, где несколько удачных эпизодов, вроде огненного исполнения военлётами под гитару "Ай Кармелы", полета над залитой солнцем Москвой и пары фронтовых сцен, не спасают всей картины, где нет ни внятного посыла, ни идеи, ни системы, ни логики.
За внешним блеском, дорогими декорациями и красивыми костюмами зияет абсолютная пустота, усугубляемая беспомощностью и ходульностью актёров, которым авторы толком не объяснили, что надо изображать, поскольку, похоже, сами не понимали.
По всей видимости, в ближайшем будущем нас ждёт сериальная версия "ЛСС", как это уже было ранее с "Адмиралом" и "Союзом спасения". И, может быть, также как и в тех случаях, в развёрнутом виде проект будет смотреться лучше и цельнее, проясняя общий замысел, заполняя смысловые лакуны и давая ответы на многочисленные вопросы. Но почему нельзя сразу было показать всё, а не скармливать людям с экранов плохо смонтированную нарезку? Впрочем, зная стремление наших кинодеятелей "срубить бабла", вопрос этот, скорее, риторический…