Несмотря на активную промокампанию и скандальную инициативу присвоить актрисе, сыгравшей главную роль, звание Героя, амбициозный дорогостоящий проект Первого канал и "Роскосмоса" не вызвал большого интереса у зрителей
Накануне выхода в широкий прокат кинодрамы Клима Шипенко "Вызов", частично снятой на борту МКС, была озвучена идея представить сыгравшую в ней главную роль актрису Юлию Пересильд к званию Героя России. С такой инициативой выступила исполнительный директор Гильдии актёров кино Валерия Гущина. По ее мнению, то, что совершила "первая женщина-актриса в космосе", – это подвиг, за который стоит наградить, и странно, что до сих пор никто этим не озаботился. Предложение Гущиной вызвало в основном негативную реакцию, в первую очередь в отечественном космическом сообществе. В частности, резко против "звезды для Пересильд" выступили Герои России Михаил Кононенко, Фёдор Юрчихин, Елена Серова. Сама актриса заявила, что ни на какие госнаграды не претендует, а заодно попросила космонавтов, чьими "подвигами безмерно восхищается", прекратить ее травлю, длящуюся второй год. Тем не менее, сопровождавший премьеру "Вызова" скандал невольно заставил многих задаться вопросом, а так ли необходимо было тратить 1,155 млрд рублей на "первый полнометражный художественный фильм, снятый в космосе профессиональными кинематографистами"?
Если громкая инициатива директора Гильдии актёров была нацелена на привлечение дополнительного внимания к старту проката "Вызова", то с этой задачей она явно не справилась. Заполняемость кинозалов в первые дни оказалась невысокой, а кассовые сборы – сильно ниже ожидавшихся (430-435 млн рублей против 600-700 млн по прогнозам). Так что громкий успех своего же "Холопа" Климу Шипенко повторить вряд ли не удастся, а "Чебурашка" может не переживать за свои рекорды.
Отчасти свою роль сыграло неудачное время выхода фильма на экраны – День космонавтики уже прошёл, а апрель выдался достаточно тёплым, и многие предпочли походу в кино выезд на природу. Однако не меньше навредила беспрецедентно активная, начатая еще за два с лишним года до премьеры промокампания "Вызова", организованная Первым каналом при поддержке "Роскосмоса".
Даже те, кто не особо интересовался их совместным проектом, были в курсе, что актриса и режиссёр отправились на МКС, где провели две недели, снимая кино вместе с настоящими космонавтами. Кадры об этом постоянно крутили в теленовостях, неизменно подчёркивая, что всё это впервые.
Не таил в себе интриги и сюжет, о котором всем было известно заранее, – женщина-хирург летит в космос, чтобы сделать на орбите операцию травмированному космонавту, который не перенесёт спуска на землю.
Если бы авторы поспешили, представив свою работу по горячим следам возвращения Пересильд и Шипенко с МКС, интерес был бы куда выше, но за прошедшие полтора года про этот полёт и сам фильм рассказывали столь часто, что зрители просто устали ждать. Да, и ситуация с тех пор сильно изменилась, что в стране, что в мире.
Сам "Вызов" тоже не производит "вау-эффекта", и, судя по отзывам, проходит скорее по категории "один раз посмотреть можно".
Среди плюсов – добротная операторская работа, качественный монтаж, актерские старания Пересильд и Машкова, красивые виды на Землю из космоса, возможность увидеть процесс подготовки к полёту, познакомиться с внутренним устройством МКС и бытом ее обитателей, настоящие покорители космоса в кадре – Антон Шкаплеров, Петр Дубров в ролях самих себя и Олег Новицкий, играющий пострадавшего с фамилией Богданов, качественно снятая сцена операции в невесомости, плюс чарующий голос Анны Герман, сопровождающий возвращение героев с орбиты.
Но не меньше и минусов – неоправданно затянутый хронометраж (165 минут), топорный продакт-плейсмент ("Мегафон", "Тинькофф", Первый канал, Apple и т.п.), жанровая чехарда, плоский юмор, невнятность сценария, перегруженного неоправданными повторами, лишними сюжетными линиями и персонажами. Не всем понравились навязчивая музыка, отсутствие саспенса, перегруз плакатным не всегда уместным патриотизмом и топорные диалоги, особенно в сценах с участием космонавтов. Многие так и не поняли, почему персонаж Милоша Биковича, местами воспроизводящего свой не вызывающий эмпатии образ из "Холопа", отказался от полёта, спихнув эту миссию на героиню Пересильд, типа "ей это нужнее".
Стоило ли ради этого тратить огромный бюджет и отправлять киноэкспедицию на МКС, ломая тем самым график работы профессионалов, каждый может решить для себя сам, сходив в кинотеатр. Но, наверное, всё-таки стоило начинать проект не с идеи "А давайте снимем кино в космосе", а с внятного замысла, не позволяющего реализовать его никак иначе, кроме как в межзвёздном пространстве. То же, что увидела страна в "Вызове", вполне можно было снять и в павильонах. Альфонсо Куарон прекрасно сделал это в "Гравитации", и наши режиссеры, в т.ч. тот же Шипенко ("Союз-7") и Дмитрий Киселёв ("Время первых"), неплохо справлялись с этой задачей.
Что же касается звезды Героя для Юлии Пересильд, то вряд ли этот вопрос будет всерьез рассматриваться. При всем уважении к ее таланту, эта высшая в стране награда даётся "за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига", а не за воплощение амбиций гендиректора Первого канала и тогдашнего руководства ГК "Роскосмос". Тем более, сейчас, когда сотни и тысячи наших воинов, ежедневно совершают подвиги на фронте, зачастую и вовсе оставаясь без наград.
А выступившей с резонансной и не очень уместной инициативой директорше Гильдии киноактёров, наверное, стоило бы вспомнить, что год назад президент этого объединения народный артист РФ Сергей Никоненко указывал в качестве главных задач поддержку пожилых коллег, помощь в решении их социальных проблем, а также содействие в обеспечении членов Гильдии работой, т.е. ролями. Неужели, с этим все проблемы уже решены?
Заодно стоило бы озаботиться актуализацией сведений об организации – своего работающего сайта у Гильдии нет, а ее страничка на сайте Союза кинематографистов не обновлялась с 2015 года, из-за чего в списке членов до сих пор числятся уже умершие актёры – Галина Волчек, Виктор Проскурин, Геннадий Юхтин, Михаил Кокшенов, Борис Клюев и многие другие. А то неудобно как-то получается…