Первая попытка познакомить отечественного зрителя с постановкой о трагических событиях на Донбассе, предпринятая в театре города Чайковский, закончилась неудачей. Будут ли следующие?
В начале мая ожидалось значимое событие в культурной жизни России – впервые на отечественной профессиональной театральной сцене должны были показать спектакль, посвященный СВО. Постановку "Смерти нет", основанную на рассказах военкора Дмитрия Стешина, произведениях писателя Захара Прилепина и стихах поэтов Донбасса, подготовили в театре города Чайковский, что в Пермском крае. Однако за несколько дней до премьеры стало известно, что спектакль отменен, а поставивший его худрук театра Александр Борисов уволен. Сам он обвиняет в случившемся труппу, пошедшую на поводу у актёров-"нетвойнистов", и поддержавших их чиновников. Однако артисты объясняют срыв спектакля "нездоровой атмосферой в коллективе, созданной А.Н. Борисовым", заявляют, что никогда не выступали против СВО, "переживают за наших ребят, которые сейчас сражаются за нашу безопасность", и готовы играть пьесу, но под руководством другого режиссера. Как бы то ни было, в назначенные сроки зрители не увидят первый спектакль про СВО, а значит стране придется ещё подождать, пока деятели культуры соберутся с силами, чтобы отразить на сцене драму, происходящую на территории бывшей УССР. Как долго продлится это ожидание?
Трудно судить, что действительно послужило причиной отмены премьеры "Смерти нет", и кто прав в возникшем конфликте, но факт остаётся фактом – первого спектакля на тему СВО в России не будет, и когда он появится в репертуаре неизвестно.
Между тем, с 22 февраля 2022-го прошло уже 14 месяцев, и за это время только в одном (!) отечественном театре, финансируемом из бюджета (всего их в стране, по данным Минкульта, 679), была предпринята попытка отразить на сцене главное событие в новейшей истории России. Причем, не в Москве или Санкт-Петербурге, а в небольшом провинциальном городе на Западном Урале с населением 75 тысяч человек. Да и та оказалась неудачной.
Почему так? Неужели нет общественного запроса, и администрации театров обоснованно боятся, что люди не придут на такие постановки? Но так ведь он есть, и чтобы в этом убедиться, не надо проводить дополнительных социологических замеров. Сегодня миллионы граждан прямо или косвенно вовлечены в происходящие на Донбассе и в Новороссии события, от которых непосредственно зависит будущее России, и не может быть никаких сомнений, что рассказывающий о них спектакль вызвал бы живой отклик у зрителей.
Особенно сейчас, накануне Дня Победы. Тем более, что неразрывная связь между битвой с нацизмом в 1941-1945 и нынешней борьбой с его возродившейся в Малороссии реинкарнацией очевидна для подавляющего большинства наших граждан.
Однако на подобный шаг, кроме теперь уже бывшего главного режиссёра Чайковского театра драмы и комедии Александра Борисова, так никто и не решился.
В прошлом сентябре худрук МХТ имени А.П. Чехова Константин Хабенский, выступая перед труппой накануне открытия нового сезона, непосредственно затронул вопрос, как отражать тему СВО:
"Почти каждый день гибнут люди, ребята, выполняющие свой профессиональный долг, просто мирные люди. Театр обязан все это знать, видеть, чувствовать. Мы не обязаны комментировать события, но чувствовать ситуацию, чувствовать настроение зрителя, чувствовать то, зачем они приходят сейчас к нам, мы должны. В связи с этим пришлось отказаться от некоторых названий, которые были озвучены в декабре-январе прошлого сезона. Просто по-человечески мне кажется неправильным сейчас брать новый материал для сцены Художественного театра, который бы как-то иронизировал, ерничал, имел свою интерпретацию на тему, связанную с каким-либо военными действиями и связанными с ними человеческими трагедиями".
Всё, вроде правильно, не придерешься. Но разве нельзя сделать спектакль, где без "ёрничества", "иронизирования" или вольных интерпретаций будут показаны и донесены до зрителей чувства бойцов, сражающихся с бандеровцами, их матерей и жён, жителей Донбасса, которые девять лет страдают от варварских обстрелов ВФУ, чью нацистскую сущность предпочитают в упор не замечать на "цивилизованном" Западе? Литературного и музыкального материала ведь навалом.
Актёры опасаются, что не смогут передать это на сцене? Так зачем же дело стало? Съездили в Донецк или Луганск, пообщались с людьми, заодно выступили перед ними. Вот будут и живые типажи, и рисунок роли, и чувство сопричастности появится.
Но почему-то этого не происходит. Вместо этого столичные и провинциальные театры продолжают ставить премьеры, весьма далёкие от актуальной повестки и того, чем сейчас живёт страна.
И сколько можно ждать того момента, когда, как выразился Хабенский, театральные деятели наконец прочувствуют ситуацию и настроение зрителя? Год, который уже прошёл, два, три? Или они будут ждать, когда всё закончится, чтобы потом задним числом отрефлексировать? Но людям это нужно сейчас, а не когда-то в неопределенном будущем, в т.ч. и для того, чтобы почувствовать, что культурная элита со своей страной, ее армией и народом, а не держит фигу в кармане, придерживаясь ложной "пацифистской" позиции.
Если бы в годы Великой Отечественной мастера культуры рассуждали подобным образом, сражающаяся страна никогда бы не увидела сценических воплощений пьес "Фронт" Алексея Корнейчука, "Русские люди" Константина Симонова, "Нашествие" Леонида Леонова, фильмов "Два бойца" Леонида Лукова, "Парень из нашего города" Александра Столпера и Бориса Иванова, "В шесть часов вечера после войны" Ивана Пырьева, не услышала Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, "Священную войну" Василия Лебедева-Кумача и Александра Александрова, "Тёмную ночь" Владимира Агатова и Никиты Богословского, а также многих других произведений, вселявших в людей уверенность в будущей Победе над страшным врагом.
Но сейчас ничего подобного не наблюдается. Отправленный в отставку режиссёр Александр Борисов, Захар Прилепин, Дмитрий Стешин и многие блогеры-патриоты видят причину в том, что в нашей культуре и среди курирующих эту сферу чиновников доминируют "нетвойнисты-пацифисты", саботирующие патриотические порывы своих немногочисленных коллег.
Так почему бы режиссёрам, сценаристам, актёрам, администраторам, продюсерам и прочим людям, непосредственно причастным к процессу создания спектаклей и художественных фильмов, делом не опровергнуть эти "измышления" и внести свой посильный вклад в приближение новой Победы?
Или это не вовсе не "враньё и доносы", а чистая правда, лишь прикрытая рассуждениями о том, что "ещё не пришло время для отображения столь сложной темы", и обвинениями в "создании нездоровой атмосферы в коллективе" в адрес тех, кто пытается хоть что-то сделать?