Вдохновленные примером "борцов с памятью о рабовладельцах" в других штатах потомки коренных жителей севера Америки, которых Александр Баранов приобщил к благам цивилизации и вывел из каменного века, требуют демонтировать его статую в основанном им городе Ситка
Охватившая США война с памятниками, в ходе которой уже сброшены с пьедесталов не только полководцы армии Конфедерации и президент-рабовладелец Томас Джефферсон, но и открывший Америку Христофор Колумб, докатилась и до далекой Аляски. Местные поборники "исторической справедливости", среди которых преобладают представители индейцев-тлинкитов, намерены снести расположенный в центре города Ситка памятник его основателю, российскому путешественнику и исследователю Александру Баранову, в начале XIX века возглавлявшему администрацию Русской Америки. Чтобы сохранить являющийся одной из главных достопримечательностей маленькой Ситки монумент, который более 30 лет назад был создан американским скульптором на средства местных жителей, благодарных Баранову за освоение и развитие своей малой родины, городская администрация пытается найти компромисс, но противники памятника настроены решительно и отступать не намерены. Предлагаем узнать, какой след оставил первый правитель Русской Америки в истории Аляски, и чем он не угодил нынешним обитателям города, который основал 216 лет назад?
Ситка – город совсем небольшой даже по меркам Аляски, его население не превышает 10 тысяч человек. Чтобы найти этот населенный пункт на крупномасштабной карте, необходимо переместить взгляд с окрашенного в цвета США пятна, обозначающего оторванный от их основной территории 50-й штат, на юго-восток вдоль тихоокеанского побережья и границы с Канадой, туда, где находится нынешняя столица американской Аляски город Джуно.
Но в XIX веке, когда эти земли были частью Русской Америки, именно Ситка была ее главным административным центром. Правда, тогда город носил более длинное название – Ново-Архангельск. Этим именем он обязан своему основателю, уроженцу Архангелогородской губернии Александру Баранову. В 1790 году он возглавил созданную Григорием Шелеховым Северо-Восточную компанию – частное предприятие, занимавшееся главным образом добычей пушнины на полуострове Аляска и островах Тихого океана.
В 1799 году по рескрипту императора Павла I компания преобразовалась в государственно-частную и была переименована в Русско-американскую, а Баранов стал ее управляющим и первым правителем Русской Америки – огромной территории на северо-востоке американского континента. Тогда же Баранов основал на остове Ситка форт Михаила Архангела, ставший южным форпостом российских владений.
До прихода русских на этих землях хозяйничали воинственные индейцы-тлинкиты (русские их называли колошами), державшие в страхе другие местные племена – хайда, атапасков, квакиутлов и прочих чугачей. Главным занятием тлинкитов было рыболовство и добыча каланов и других морских животных, чьи шкурки они, не представляя их истинной ценности, сбывали по дешевке торговцам из Англии и только что образовавшихся США. Баранов старался наладить хорошие отношения с аборигенами, и поначалу ему это удавалось. Но вмешался геополитический фактор.
Появление на Аляске русских промышленников создало угрозу монополии британских и американских купцов на поставки меха каланов в Европу. В 1801 году приплывший за очередной порцией товара американский капитан Уильям Каннингем поставил перед тлинкитами ультиматум – либо они изгоняют пришельцев-конкурентов, либо торговля будет прекращена.
Вожди индейцев, не желая терять источник своего благосостояния, откопали топор войны. В июне 1802 года тлинкиты во главе с тойоном Катлианом вероломно напали на форт Михаила Архангела, сожгли его и вырезали почти всех находившихся там русских и алеутов, включая женщин и детей. Через два года Баранов во главе русско-алеутского отряда при поддержке орудий шлюпа "Нева" изгнал тлинкитов из построенной ими на месте сожженного форта крепости и основал неподалеку Ново-Архангельск – нынешнюю Ситку.
После еще нескольких боевых столкновений Баранов заключил с Катлианом мир. Районы промысла были разграничены, пленные возвращены, индейцам разрешили селиться вблизи нового города, а затем и в нем самом. И вплоть до 1867 года, когда император Александр II, не имея возможности обеспечить безопасность Русской Америки от посягательств британцев, продал ее правительству США, отношения тлинкитов и русских можно было охарактеризовать как добрососедские.
К этому моменту основанный Барановым Ново-Архангельск, переименованный новыми хозяевами в Ситку, был процветающим городом, который современники называли "Тихоокеанским Парижем".
Благодаря Баранову были составлены подробные карты Аляски и окружающих ее вод, открыты школы для детей аборигенов, построена судоверфь и медеплавильный завод, налажена добыча угля. При русских алеуты, тлинкиты и другие местные племена вышли на другой уровень развития, приобщившись к благам цивилизации, без ущерба для собственной культуры, обычаев и традиций.
Первый правитель Русской Америки прекрасно ладил с аборигенами – его второй женой (первая умерла) была дочь одного из местных вождей, в этом браке родилось трое детей. При этом, будучи фактическим хозяином огромных богатейших земель, имевшим возможность бесконтрольно распоряжаться огромными ресурсами, он был еще и абсолютно бескорыстным человеком. При сдаче Барановым должности в 1818 году присланная из России комиссия с удивлением обнаружила, что все имущество "найдено не только в совершеннейшем порядке, но даже в количестве, превышавшем значащееся по описям". Размер превышения составил свыше двух миллионов рублей – огромную по тем временам сумму.
Рис. Русские владения в Северной Америке
Имя Александра Баранова носит остров, на котором находится Ситка. В доме первого правителя Русской Америки на острове Кадьяк до сих пор функционирует музей. Его имя носил один из построенных в США в 1940-е годы пароходов проекта Liberty, использовавшихся для переброски войск на театры боевых действий Второй мировой войны. В 1989 году, когда отмечалась 170-я годовщина смерти Баранова, американский скульптор Джоан Багби-Джексон изготовила его статую, которую приобрела состоятельная семья жителей Ситки и подарила родному городу.
Почти 30 лет памятник человеку, много сделавшему для Аляски, украшал центр основанного им города. Но вскоре его там может не оказаться.
Суть претензий к Баранову части жителей Ситки, представляющих тлинкитскую общину и местных активистов, борющихся за "историческую справедливость", изложена в петиции, размещенной на портале Change.org.
Перевод на русский язык текста петиции на сайте Change.org:
"Александр Баранов был русским колонистом, который прибыл в Ситку, штат Аляска, без приглашения, чтобы обогатить себя, свою компанию (Русско-Американскую – прим. Редакции) и свою страну. В 1804 году он руководил нападением на местных тлинкитов, которые жили в этом районе более 10 000 лет. Бронзовая статуя Баранова в настоящее время стоит на общественной земле… Вводящая в заблуждение цитата Баранова под этой расово проблематичной статуей гласит: "Чтобы мы могли вечно жить в дружбе и мире в этих краях". С момента установки памятника в 1989 году многие жители Ситки выступали за то, чтобы его убрать, … теперь настало время для наших избранных властей, чтобы, наконец, переместить статую".
В настоящее время под петицией уже собрано 1,5 тысячи подписей. Для того, чтобы она была принята к рассмотрению необходимо 2,5 тысячи. Набрать их не составит труда – желающих снести все, что напоминает о России, сегодня в США хватает, а поставить подпись может любой желающий.
При этом у памятника есть и защитники среди местного населения. Они указывают на то, что монумент представляет культурную и историческую ценность, а сам Баранов внес огромный вклад в развитие как самого города, так и всей Аляски.
Муниципальные власти пытаются найти компромисс, предлагая вариант с установкой в Ситке статуи тлинкитского вождя Катлиана. Правда, на его создание в городском бюджете нет средств, поэтому профинансировать проект должны те, кто в его реализации заинтересован. Вряд ли, впрочем, такой сбалансированный подход устроит тех, кто добивается сноса бронзового Баранова.
Даже трудно сказать, чего больше в стремлении ситкинских активистов во что бы то ни стало и поскорее убрать памятник "русскому колонизатору". То ли следования заданному Вашингтоном тренду на борьбу с российским влиянием накануне президентских выборов, то ли стремления не отстать от других штатов, где протесты по поводу гибели Джорджа Флойда трансформировались в кампанию по переписыванию истории США, в которой причудливо переплелись расово-этнические комплексы и спекуляции далеких потомков чернокожих рабов и представителей коренных племен Америки на страданиях своих предков в целях ловли хайпа и банальной наживы.