Лишая древнейший православный храм музейного статуса, присвоенного Ататюрком, Эрдоган рассчитывает компенсировать критику этого решения из-за рубежа ростом поддержки своего курса среди турецких граждан
2 июля Государственный совет Турции фактически одобрил инициативу президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана по перепрофилированию расположенного в Стамбуле собора Святой Софии из музея в мечеть. Построенный в VI веке в столице Византийской империи православный храм после взятия османами Константинополя в 1453 году на протяжении почти пяти веков использовался для мусульманских богослужений под именем Айя-София, но в 1935 году по декрету основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка был преобразован в музей. Ранее высшие судебные власти Турции неоднократно отклоняли иски о возвращении Святой Софии, входящей в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и являющейся визитной карточкой Стамбула, статуса мечети, однако сегодня их позиция резко изменилась, несмотря на протесты США, Греции и Константинопольского патриарха Варфоломея. Зачем Эрдоган пошел на этот шаг, чреватый усилением конфликта с соседней страной и углублением противоречий в и без того непростых отношениях с основным союзником по НАТО, и как сюжет с изменением статуса Святой Софии может отразиться на ситуации в мировом православии, единство которого было нарушено предоставлением Варфоломеем томоса об автокефалии Украине?
В отличие от Китая, где Госсоветом называется правительство, в Турции – это один из высших органов национальной судебной системы. К функциям турецкого Госсовета (Danıştay) относится в том числе рассмотрение и разрешение административных споров, одним из которых стал вопрос о статусе собора Святой Софии в Стамбуле, с 1935 года функционирующего как музей и ежегодно приносящего в турецкую казну десятки миллионов долларов.
В начале июня председатель Ассоциации исторического наследия и окружающей среды Турции Исмаил Кандемир подал в Госсовет иск, требуя признать незаконным декрет Ататюрка о превращении мечети Айя-София в музей на том основании, что ее здание находилось в собственности одного из мусульманских фондов и светские власти не имели права им распоряжаться. Ранее подобные запросы неоднократно поступали в турецкие суды от различных исламских объединений и неизменно получали отказ.
Интересно, что и сейчас истцу формально было отказано (вернее, будет отказано, т.к. на официальное опубликование вердикта у Госсовета есть 15 дней, но ждать этот срок нет никакой нужды). Госсовет установил, что решение правительства Турецкой Республики о музее, утвержденное Ататюрком 24 ноября 1934 года, было абсолютно правомочным. При этом дано важное пояснение, что нет никаких препятствий к тому, чтобы нынешнее правительство его пересмотрело и отменило. Иными словами, юридически отвергнув претензии господина Кандемира, Госсовет делегировал решение вопроса о статусе собора исполнительной власти. А ее позиция хорошо известна.
Еще в прошлом году Реджеп Эрдоган, до этого демонстративно дистанцировавшийся от дискуссий о перепрофилировании Айя-Софии, в интервью одному из турецких телеканалов заявил, что она может стать мечетью. Это, по мнению главы государства, станет благом для туристов, которые сегодня, посещая музей, платят за вход 10 долларов, а в мечеть они смогут ходить бесплатно.
В этом году 29 мая, в 567-ю годовщину взятия войском султана Мехмеда II Константинополя, в Святой Софии была прочитана сура из Корана, что по факту делало ее местом мусульманского богослужения. Подобные акции проводились в бывшем крупнейшем в мире христианском храме и раньше, и неизменно становились поводом для протестов со стороны Греции, звучавших в основном от иерархов Элладской православной церкви.
Так произошло и на этот раз. Только теперь к гневным заявлениям священников присоединились и светские власти, расценившие читку суры в честь падения Второго Рима как действие, "оскорбляющее международное сообщество и бросающее вызов религиозным чувствам христиан во всем мире". Более того, министерство образования и религии Греции приняло решение о закрытии единственного в Афинах мусульманского молитвенного дома "Аль-Андалус".
Именно на такую реакцию и рассчитывал Эрдоган, поручивший исполкому правящей Партии справедливости и развития (ПСР), лидером которой он является, рассмотреть вопрос о пересмотре музейного статуса Святой Софии и трансформации ее в мусульманский культовый объект. Эту идею горячо поддержали главы турецкого МИД и минюста Мевлют Чавошоглу и Абдулхамит Гюль, а также лидер союзной ПСР Партии националистического движения Турции Девлет Бахчели.
И хотя с призывами к Анкаре отказаться от планов лишения Святой Софии музейного статуса, помимо греков, обратились госсекретарь США Майк Помпео и Константинопольский патриарх Варфоломей, они вряд ли будут услышаны. Как полагают информированные турецкие источники, первая мусульманская служба в возрожденной мечети Айя-София может состояться уже 15 июля – в четвертую годовщину попытки неудачного путча в Турции, в организации которого Эрдоган обвинил скрывающегося в США проповедника Фетхуллаха Гюллена, а турецкие СМИ – американские спецслужбы.
Зачем властям Турции понадобилось менять музейный статус Святой Софии именно сейчас? С внешнеполитической точки зрения, это четкий сигнал Греции о том, что Анкара не откажется от планов разработки спорных нефтяных месторождений в Средиземном море, и готова и дальше повышать ставки в войне нервов с Афинами.
Однако большее значение для Эрдогана имеет внутриполитический фактор. Поддерживаемая консервативной частью турецкого общества идея преобразования Святой Софии в мечеть позволяет отвлечь внимание граждан от промахов властей в противодействии распространению коронавируса, консолидировать электорат ПСР и внести раскол в ряды оппозиции, что может пригодиться в случае досрочных парламентских выборов, вероятность проведения которых в Турции в ближайшее время не исключена. Эрдоган также получает дополнительную возможность для позиционирования себя как сильного национального лидера, готового отстаивать национальные интересы Турции даже в условиях давления со стороны США, а также продолжить реализацию собственной программы по постепенной ревизии наследия Ататюрка и превращения созданного им светского государства, в котором большую роль играли военные, в исламскую республику, опирающуюся на более древние исторические традиции.
Хотя Русская православная церковь в лице главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Илариона предостерегла от попыток изменения музейного статуса собора Святой Софии, т.к. это может привести "к нарушению хрупких межконфессиональных и межрелигиозных балансов" в мире, решение турецких властей не затрагивает напрямую интересы РПЦ. Ставший объектом притязаний турецких исламистов стамбульский храм-музей расположен в самом сердце канонической территории Константинопольского патриархата, глава которого патриарх Варфоломей спровоцировал конфликт в мировом православии, предоставив автокефалию раскольнической Православной церкви Украины.
В вопросе со Святой Софией именно Фанар не сумел договориться с турецкими властями о сохранении статус-кво, что наносит серьезный имиджевый удар лично по Варфоломею. Получается, что он не способен отстоять интересы православия даже у себя под носом. И как после этого глава КПЦ имеет право именоваться Вселенским патриархом?
А вот перед Москвой в этой ситуации открывается неплохая перспектива. Можно попробовать договориться с Эрдоганом, чтобы он не спешил отменять декрет Ататюрка, либо, если ему это так необходимо, ввел мораторий (пусть даже негласный) на проведение в Айя-Софии богослужений, и получить от Анкары гарантии сохранения в бывшем соборе-музее христианских фресок и обеспечения свободного доступа туда всех желающих.
Вряд ли туркам так уж необходима лишняя огромная мечеть, с заполняемостью которой в космополитическом Стамбуле могут возникнуть трудности. Ранее сам Эрдоган, отвечая на вопрос журналистов, когда Святая София опять примет мусульманских верующих, выразился в том смысле, что сначала хорошо бы заполнить другие мечети в стране, в том числе расположенную рядом с Айя-Софией Мечеть Султанахмет (Голубую мечеть), где уже много лет не наблюдалось наплыва желающих помолиться.
Кроме того, вопрос об изменении статуса Святой Софии следует согласовать с ЮНЕСКО, а это лишняя возня, которая Эрдогану сегодня не очень нужна. Турецкий лидер после развязавшего ему руки решения Госсовета по Айя-Софии уже продемонстрировал всё, что хотел и грекам, и американцам, и Варфоломею, и собственным гражданам, поэтому вполне может пойти на компромисс с Россией, чья поддержка по самым разным вопросам международной повестки - от бодания с США по поводу систем ПВО до разруливания ситуации в Сирии - ему еще может сильно пригодиться.