"Когда нас в бой пошлёт товарищ Троцкий…"
Сто лет – дата, как ни верти, магическая, и за это время события, еще полвека назад воспринимавшиеся как вполне актуальное прошлое (которое старики еще помнили), превращаются в "преданья старины глубокой", - что-то вроде Куликовской битвы или нашествия Наполеона в 1812 году.
Острота исторической памяти с годами все-таки притупляется, и, соответственно, меняется и восприятие тех давних событий. Чтобы далеко за примерами не ходить, вспомните кино "Гусарская баллада" с кавалерист-девицей Дуровой в исполнении Ларисы Голубкиной и Юрием Яковлевым в роли поручика Ржевского. Кино было снято в 1962 году, то есть к 150-летию войны 1812 года. И об исторической достоверности этого фильма тоже говорить не приходится...
Та война тоже была страшным и кровавым испытанием, но снятый на её основе Эльдаром Рязановым почти что водевиль воспринимался вполне нормально уже тогда, а для современного школьника служит вообще едва ли не главным источником знаний о тех событиях, опережая даже проходимую в школе "Войну и мир".
И пенять киношникам в данном случае не на что. В 1970-х годах в наших кинотеатрах с успехом шли французские комедии, действие которых происходило во время Великой французской революции. И – ничего; французы такие фильмы снимать не стеснялись, хотя к истории эти произведения отношение имели крайне слабое, представляя собой скорее этакое "фэнтези на тему".
И признаем честно: Великая русская революция неминуемо со временем станет таким же фэнтезийным фоном, на котором будут разворачиваться разной степени легкомыслия невероятные приключения самых разных персонажей. Да, собственно, уже и разворачиваются, одни только "Неуловимые мстители" (снятые, между прочим, в 1967 году к 50-летию революции) чего стоят…
Так что фэнтезийности современных фильмов о делах 100-летней давности удивляться не приходится. Вопрос в другом: каким может быть это фэнтези? Кто в нем будет свой, кто чужой, кому зритель будет сочувствовать, а на кого негодовать?
Это вопрос, между прочим, очень серьёзный, поскольку "система координат" в которой жили те, кто смотрел ещё "Неуловимых мстителей" изменилась. И фигуры, вроде Нестора Махно или Василия Чапаева, ныне превращаются в фольклорных персонажей, вроде Стеньки Разина, как, впрочем, туркменские басмачи, красноармейцы и царского ещё закала таможенник в "Белом солнце пустыни".
И это – возьмем на себя смелость так заявить – очень хорошо. По крайней мере, для всякого-разного искусства, в том числе и кино, которому повезло с фактурой.
Даже в советские времена, когда к содержанию фильмов соответствующие органы относились с прямо-таки звериной серьёзностью, нет-нет, да и появлялись на экранах картины, которые и до сих пор посмотреть интересно – то же, например, "6 июля", снятое по пьесе Шатрова.
Ведь в тех картинах всё было показано более-менее "как есть" (хотя и не без идеологических корректировок).
А как много крутых блокбастеров можно при желании снять при некоторой доле фантазии – от закулисных интриг в окружении царя в январе-феврале 1917-го до хитросплетений внутрипартийной борьбы 1920-х. Это уж не говоря о том, что многие страницы вообще мало кому известны: карельская война 1921-1922 годов, гражданская война в Финляндии 1918-го, конфликт на КВЖД в 1929-м и т.д.
Матушка-история нам таких сюжетов и персонажей насобирала, что можно сериалы снимать такие, что авторам "Игры престолов" останется только нервно курить в сторонке.
Но – увы! Чтобы всем этим богатством материала воспользоваться, нужно всего-ничего: во-первых, более-менее помнить о том, что проходили на уроках истории КПСС, и во-вторых, не страдать толерантностью.
Однако как раз с этим у наших киношников есть очень существенные проблемы. Покамест они продемонстрировали либо готовность по фиг знает какому кругу мусолить сто раз уже опровергнутую байку о "немецком золоте", которое пройдоха Парвус выцыганил у кайзера Вильгельма для нужд русской революции, либо заниматься бездумной апологетикой Троцкого. При этом все его противники превращаются в таких же картонно-ходульных персонажей, какими в фильмах 1930-х годов изображали злодеев-троцкистов.
Поневоле приходит мысль, что примерно так бы и снимали кино про революцию разные креаклы, если бы в 1920-х годах Лев Давидович взял верх: "Когда нас в бой пошлет товарищ Троцкий…" Ну, и так далее.
В результате все получается довольно плоско и не слишком интересно, хотя на фоне откровенно глупой "Матильды" и такие творения смотрятся вполне себе ничего.