Ритуальная творческая активность 2017-го (Часть 1)
Оба события – и "Матильда", и "Нечистая сила" – к столетию Великой Октябрьской социалистической революции. Но рассказывают они, что характерно, не о свержении Временного правительства, а о судьбе последнего российского самодержца. Тенденция, однако. Или спецзаказ. А ведь фильмы и спектакли типа "Троцкий в Октябре". "Зиновьев и Каменев в Октябре" или "Сталин в Октябре" соответствовали бы юбилейной тематике в куда большей степени.
В итоге получается, что именно большевики и левые эсеры свергли русского царя. Ритуально убили – это да; но свергли-то его совсем другие. Вот и поучается: куда режиссёр Учитель с "Матильдой", туда и режиссёр Губенко с "Нечистой силой".
Как сообщает газета "Вечерняя Москва", это будет мультимедийная постановка: "Вот на экране мелькают кадры кинохроники, сменяющиеся полотнами русских художников, фрагментами из художественных фильмов: Кровавое воскресенье, Цусимское сражение, коронация Николая II, вальс Наташи Ростовой и Андрея Болконского из "Войны и мира" Сергея Бондарчука. А ещё – фотографии Григория Распутина и портреты исторических фигур...
Новый спектакль требует от артистов выносливости, в нём более ста персонажей, и у каждого из труппы по нескольку ролей. Николая II репетируют А.Елизаветский и В.Базынков, на роль Распутина выбран заслуженный артист России М.Басов…"
Показательно, что спектакль на Таганке ставится по роману Пикуля, благодаря которому за писателем в либеральных кругах закрепилась слава "антисемита", а не по известной пьесе А.Н.Толстого и П.Е.Щёголева "Заговор императрицы".
Пьеса двух бойких циников и фальсификаторов, - "красного графа" и Щёголева, - получившая один-единственный положительный отзыв в советской прессе, должна была лечь и в основу фильма, посвящённого последним дням Российской империи. За выполнение этой задачи взялся в 1966 году кинорежиссер Иван Пырьев. Однако он отчего-то бросил эту затею и отдал её на реализацию Элему Климову, который и снял фильм "Агония".
Климов отказался от "картонной поделки" Толстого-Щёголева и предложил написать сценарий И.Нусинову и С.Лунгину, с которыми снимал фильм "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён".
Роман же "Нечистая сила", столь полюбившийся Губенко, написан в 1972-1975 годах, а его сокращённая версия впервые увидела свет в 1979-м. В перестроечные времена эта книжка издавалась огромными тиражами. Однако сегодня роман прочно забыт, и потому надо сказать о нём пару слов, поскольку спектакль Губенко носит именно пикулевское название, демонстративно отсылая к скандальному роману.
Начинается он с упоминания имени Матильды Кшесинской – "совы реакции". Уже одно это может привести в недоумение. Если речь идёт о политической реакции, то при чём здесь прима-балерина императорского театра? Ну да, художник, скорее всего, "так видел", перепутав Матильду Феликсовну с другой страшилкой, К.П.Победоносцевым, простершим, по словам Александра Блока, над Россией "свои совиные крыла".
Каков же образ царя в изображении Пикуля?
Обращаясь ко всем Романовым, пикулевская вдова-царица Мария Федоровна заявляет: "Мой сын неспособен править Россией! Он слаб. И умом и духом. Ещё вчера, когда умирал отец, он залез на крышу и кидался шишками в прохожих на улице… И это – царь? Нет, это не царь! Мы все погибнем с таким императором…"
Представляете себе сидящего на крыше 25-летнего наследника престола, кидающегося шишками в прохожих? Если да, то можно лишь восхититься читательской фантазией.
Николай, по Пикулю, ещё и любитель бульварных журналов: "Из писателей же пуще всех ценил Гоголя, ибо его шаржированные герои выглядели ублюдочно-идиотски. Николаю нравилось отражение русской жизни в кривом зеркале, его забавляло и тешило, что Гоголь видел в России только взяточников, мерзавцев, сутяг и жуликов, - понятно, что рядом с его нищими духом героями Николай II, конечно же, во многом выигрывал…"
Даже любовь к Гоголю автором романа ставит царю в вину.
Прост был Пикуль, ох, прост! И что бы ему было поинтересоваться, что на самом деле означает евангельское "нищие духом"…
Николай, по Пикулю, весьма неразборчив в интимных связях. "Однажды в Царском Селе цесаревич соблазнил молодую еврейку, обещая сделать ее царицей (! – Ред.); эту еврейку тут же сослали в Сибирь, чтобы она не растрепала эту дикую новость…"
У Пикуля Николай любит прифрантиться: "Серая "тройка" с жилетом, на голове – котелок, в руке – тросточка. Напоминал он при этом лабазного приказчика из Сызрани или Тамбова. Носил сиреневые кальсоны. Но англичане, природные джентльмены, кальсон цесаревича не замечали…"
Автор пытался развенчать царя уже не только политически, но и эстетически. Правда, сейчас в интернете можно посмотреть реальные фотографии царя "в штатском" и сравнить свои впечатления с фальшивым пикулевским образом.
Чуть позже, по Пикулю, "цесаревич заболевает секретной болезнью, а лечиться, во избежание сплетен, его отправляют в... Японию. Во время плавания братья Георгий и Николай пьянствуют и заводят на палубе "бесовские игры". Приревновав брата к Матильде, Николай сбрасывает его в трюм.
Глубока пикулевская мысль: "Когда революция сошлет Николая II с его семейством в Екатеринбург, там, сидя на бревнах, сваленных возле дома купца Ипатьева, царь на свой лад осмыслит давно минувшее в юности. "Господь Бог покарал меня за Георгия, - говорил Николай. - Это я виноват в смерти брата. Если б не пихнул его тогда в люк, Бог не гневался б на меня – и не было б революции на Руси…"
По Пикулю, возникает ещё и некий порочный четырехугольник: генерал Орлов – любовник императрицы и Вырубовой; Николай – муж Аликс и любовник Вырубовой.