Также как и в случае с современным хитовым сериалом, "неравнодушная общественность" в начале 1970-х обвиняла комедию Александра Серого про незадачливых воришек в "романтизации криминала"
В эти праздничные дни по центральным телеканалам опять показывают советские комедийные шедевры, включая неувядающих "Джентльменов удачи" с бесподобными Евгением Леоновым, Савелием Краморовым, Георгием Вициным, Раднэром Муратовым и другими прекрасными актёрами. Сюжет всем давно и хорошо известен, реплики персонажей уже прочно стали частью народного фольклора, но люди всё равно раз за разом смотрят любимую с детства картину о похождениях незадачливых воришек – безусловно, лучшую в короткой фильмографии Александра Серого, к сожалению, так и оставшегося в истории отечественного кинематографа как режиссер одного шедевра. Казалось бы, какое отношение "Джентльмены" имеют к Новому году? На самом деле, самое прямое – кульминация событий происходит как раз в праздничные дни, премьера картины на большом экране состоялась незадолго до конца 1971-го, а 50 лет назад – 1 января 1975 года – её впервые показали по центральному телевидению. Чем не повод вспомнить о том, каким был путь "Джентльменов" к массовому зрителю? А он был оказался не совсем простым…
О том, как создавался знаменитый криминально-комедийный шедевр, написано и снято очень много. Хорошо известно, что блатному жаргону, на котором во многом строится юмор "Джентльменов", актеров обучал лично режиссер. Александр Серый сам провел несколько лет за решёткой за бытовое преступление на почве ревности, и хорошо знал, как говорят уркаганы.
Эта "жизненность" едва не сослужила фильму плохую службу. Посмотрев, что на выходе получилось у съёмочной группы, чиновники Госкино пришли в ужас, а вдруг высокому начальству не понравится, что большую часть экранного времени персонажи ботают по фене?
Картину решили показать всесильному главе МВД Николаю Щёлокову, который был не чужд кинематографу – при его поддержке появились такие хиты, как трилогия о деревенском детективе Анискине, телесериалы "Следствие ведут знатоки", "Рожденная революцией", "Место встречи изменить нельзя".
Министр на просмотре хохотал до слёз, но дать "добро" на прокат не рискнул. Евгений Леонов позже вспоминал, что один из помощников Щёлокова сказал ему: "Одно дело, когда смотришь фильм, как простой зритель, и совсем другое – как генерал".
Министр решил заручиться поддержкой Леонида Брежнева, которому фильм тоже понравился. Он и принял окончательное решение о прокате.
На замечание кого-то из окружения (скорее всего, это был секретарь ЦК по идеологии Михаил Суслов), мол, дескать, советским людям не стоит знакомиться с бандитским жаргоном, генсек заметил: "Да, половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает", и запретил цензорам что-либо из фильма вырезать. Так и пошли в народ: "Канай отсюда", "Лошадью ходи!", "Это тебе не мелочь по карманам тырить!", "Кто ж его посадит? Он же памятник!"…
Но оказалось, что так полагал не только Суслов. Подавляющее большинство граждан, посмотревших "Джентльменов" в кинотеатрах (а их было 65 млн, т.е. треть взрослого населения Союза), были в восторге. Однако нашлись и те, кто обвинил съемочную группу в пропаганде блатной романтики и "неправильном показе преступников", которые не должны вызывать симпатию. В центральные и местные газеты потоком пошли письма с жалобами от представителей "неравнодушной общественности".
Вот что писал, например, один возмущенный пенсионер:
"Сюжет фильма, прямо скажу, примитивный и глупый. Ну как мог внешне похожий на матерого бандита советский человек втереться в доверие к его дружкам, которых он раньше в глаза не видел? Но это, товарищи, пол беды. Услышав в устах персонажей грубые и вульгарные словечки (там и до площадной нецензурщины недалеко), я долго не мог поверить, что в нашем советском кинотеатре это все демонстрируют! А после слова, извините, "падла" я взял внука за руку и покинул кинозал. Разве мало нам грубой ругани в транспорте, в толчее на базаре, в подворотнях, чтобы нести все это в кино, простите?"
Другие жаловались, что после просмотра картины, их дети принялись подражать героям, нанося себе "тюремные наколки" шариковыми ручками, обзывая друг друга "навуходоносорами", "шакалами паршивыми" и "редисками" (хотя последнее слово вовсе не из блатного жаргона, а было предложено соавтором сценария Викторией Токаревой, которая позаимствовала его чуть ли не из сочинений Ленина), обещая "порвать пасть", "рога поотшибать" и "выколоть моргалы", залезая в пустующие дома и устраивая там "обиталища", и играя в "тюрьму"...
Пройдет полвека и схожие обвинения посыпятся уже в адрес создателей "Слова пацана". Как видно, привычка перекладывать собственные упущения в воспитании детей на кинематограф никуда не делась.
К счастью, к жалобщикам и ябедам в 1970-е не прислушались. Однако свою негативную роль они всё же сыграли: на телеэкраны "Джентльмены" пробились только через три года после кинопремьеры.
С тех пор фильм уже полвека радует страну, объединяя поколения и служа источником хорошего предпраздничного настроения. За что его создателям и игравшим в нем актёрам низкий поклон. Ну, а насколько был велик их талант, хорошо видно по абсолютно бездарному ремейку 2012 года.
Увы, многочисленные неуклюжие попытки "осовременить" советскую киноклассику стали бичом российского кинематографа. Может, пора уже оставить старые комедийные шедевры в покое, и начать придумывать что-то своё?