2019 год ознаменовался углублением конфликта в православном мире, вызванного противостоянием Второго и Третьего Рима по вопросу о признании неканонической Православной церкви Украины
26 декабря в московском Свято-Даниловом монастыре состоялось последнее в уходящем году заседание Священного синода Русской православной церкви. Иерархи РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приняли ряд значимых постановлений, касающихся внутрицерковной жизни (например, о возможности сохранения при крещении национальных имен). Однако главное внимание в ходе заседания Синода было уделено отношениям с иными поместными православными церквями, которые в уходящем году подверглись серьезному испытанию. Предоставление Константинопольским патриархом Варфоломеем 6 января 2019 года томоса об автокефалии неканонической Православной церкви Украины не только усугубило внутрицерковный раскол в Незалежной, но и остро поставило перед поместными церквями вопрос, чью сторону – Фанара или Москвы – занять в разгорающемся противостоянии. В чем суть "внешнеполитических" решений, принятых на декабрьском заседании Синода, и как они отразятся на непростой ситуации в мировом православии?
Повестка предновогоднего заседания Синода Русской православной церкви (РПЦ) была обширной и включала 32 вопроса. Значительная часть их касалась различных аспектов организации внутренней жизни Церкви (например, об утверждении новых богослужебных текстов, упорядочении правил совершения молебнов, отказа от признанной архаичной традиции давать при крещении ребенку имя по святцам и т.п.).
Однако наибольший интерес для широкой общественности представляли те, что касались инспирированного Константинопольской православной церковью (КПЦ) и ее кураторами в США конфликта в мировом православии в связи с образованием раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ). Ещё на стадии подготовки этой провокации, в октябре 2018 года, РПЦ, считающая Украину своей канонической территорией, объявила о прекращении евхаристического общения (возможности совместного служения и причащения Святых Христовых Таин священниками различных поместных православных церквей – прим. Редакции) с КПЦ, что в церковном мире соответствует разрыву дипломатических отношений.
Весь 2019 год Фанар и Москва принимали меры, чтобы заручиться поддержкой своих диаметрально противоположных позиций по вопросу о допустимости существования автокефальной церкви на Украине остальных поместных церквей, большинство из которых не торопились сделать свой выбор, рассчитывая остаться в стороне от конфликта между двумя самыми влиятельными в мировом православии структурами.
Изначально складывалось впечатление, что КПЦ, принявшая волюнтаристское, противоречащее нормам церковного права и грозящее расколом решение, останется в одиночестве. Однако ближе к концу года усилия Варфоломея и стоящих за ним сил на Западе, направленные на получение поддержки поместных церквей проекту "томос для Украины", стали приносить плоды.
Первой дрогнула Элладская церковь, находящаяся под значительным влиянием КПЦ. В октябре под давлением своего предстоятеля Иеронима II и вопреки мнению многих священников и прихожан архиерейский собор ЭПЦ после длительных дебатов большинством голосов всё-таки признал ПЦУ. Следствиями этого шага стали внутренние конфликты в греческом православии, которые усугубило решение РПЦ о прекращении евхаристического общения с архиепископом Иеронимом и поддержавшими его иерархами. Несмотря на эти неприятные для Элладской церкви последствия, КПЦ и марионеточная ПЦУ получили в ее лице первого официального сторонника. Значимость успеху Фанара придавало то, что ЭПЦ является третьей в мире по числу приходов (свыше 8 000).
Затем давления Варфоломея и его союзников не выдержала Александрийская православная церковь. В ноябре ее глава патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, ранее неоднократно выступавший против предоставления автокефалии украинским раскольникам, внезапно изменил свою позицию, включив главу ПЦУ митрополита Епифания в свой диптих, что равнозначно официальному признанию его неканонической структуры. При этом предстоятель небольшой (около тысячи приходов), но достаточно влиятельной в мировом православии Александрийской церкви фактически принял это решение единолично, нарушив традицию, согласно которой подобные вопросы должны предварительно обсуждаться синодом.
В отличие от ситуации с главой Элладской церкви Иеронимом, на предательство которым интересов православия Москва ответила быстро и адекватно, на то, чтобы разобраться с Александрийской "сестрой" руководству РПЦ понадобилось значительно больше времени. На "поцелуй Иуды" в исполнении Феодора Синод РПЦ отреагировал только сейчас, рассмотрев его "персональный вопрос" на своем декабрьском заседании.
Из решения заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2019 года (журнал №151):
"ПОСТАНОВИЛИ:
1. Выразить глубокую скорбь в связи с антиканоническими действиями Патриарха Александрийского Феодора, вступившего в общение с раскольниками.
2. Подчеркнуть, что решение Патриарха Александрийского Феодора о признании украинских раскольников противоречит неоднократным заявлениям Его Блаженства в поддержку канонической Украинской Православной Церкви и ее Предстоятеля митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия…
3. Отметить, что решение о признании раскольнической структуры на Украине не было принято на состоявшемся 7-9 октября заседании Священного Синода Александрийского Патриархата, не выносилось на голосование его архиереев …, а принято Предстоятелем этой Церкви единолично.
4. Подтвердить невозможность поминовения имени Патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним".
Расторгнув отношения с предстоятелем Александрийской церкви, Синод РПЦ одновременно одобрил инициативу главы Иерусалимской православной церкви Феофила III об организации в столице Иордании Аммане встречи предстоятелей всех поместных православных церквей для обсуждения ситуации в мировом православии. Тем самым Москва дала понять, что путь к диалогу не закрыт, и РПЦ открыта для обсуждения вариантов решения конфликта на основе принципа соборности, которым пренебрегают ее оппоненты.
Однако восстановить единство поместных церквей, давшее трещину после ренегатских действий архиепископа Иеронима и патриарха Феодора, будет не просто, так как это противоречит интересам стоящих за КПЦ и ПЦУ сил на Западе, являющихся истинными инициаторами дезинтеграционных процессов в православии. Их ключевая задача состоит в дальнейшем подрыве позиций РПЦ, являющейся самой крупной из православных церквей мира, и всемерное ослабление ее влияния за рубежом.
После того, как Фанар и Киев получили поддержку греческого и африканского патриархов, спонсоры нового раскола будут подталкивать Варфоломея и Епифания к дальнейшим шагам. И у сторонников Москвы, и у неопределившихся поместных церквей есть точки уязвимости, надавив на которые Фанар и его американские кураторы могут рассчитывать на нужный им результат.
В этом смысле обращает на себя внимание ситуация в Черногории. 28 декабря президент страны Мило Джуканович подписал принятый накануне скупщиной (парламентом) скандальный закон "О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин", допускающий изъятие собственности Сербской православной церкви в пользу неканонической Черногорской православной церкви, созданной в 1993 году при негласной поддержке местных властей.
В конфликте вокруг ПЦУ патриарх Сербский Ириней занимает сторону РПЦ, однако трудно предположить, как он поведет себя, если вдохновленные примером Украины власти Черногории в очередной раз обратятся к Варфоломею с просьбой о предоставлении автокефалии самостийной церкви. Ранее глава КПЦ эту инициативу не одобрял, но не исключено, что в новых реалиях он может обусловить свой отказ на запрос Подгорицы изменением позиции Сербской православной церкви по вопросу о признании украинских раскольников. Не дрогнет ли тогда Ириней? Что окажется для сербских иерархов важнее – сохранение хороших отношений с РПЦ или собственных храмов и монастырей в Черногории? Похожая проблема существует у сербских иерархов с еще одним раскольническим образованием на их канонической территории – Македонской православной церковью.
Угрозу предоставления автокефалии раскольникам Фанар также может использовать в отношении не определившихся по вопросу о признании ПЦУ глав Грузинской и Антиохийской православных церквей патриархов Илии II и Иоанна X. Для первого давней головной болью являются притязания на автокефалию абхазских священников, второго беспокоят аналогичные устремления лидеров православных общин Ливана. Другое дело, что частое применение инструмента, сработавшего на Украине, может обернуться против старого интригана Варфоломея, однако надеяться на этот сценарий было бы для Москвы самонадеянно: слишком серьезные силы стоят за Константинопольским патриархом.
Наступающий 2020 год пройдет под знаком продолжающегося противостояния между РПЦ и КПЦ, ставшего продолжением гибридной войны, которую Запад ведет против России, но только в духовной сфере. Патриарху Кириллу и Святейшему Синоду предстоит приложить немало усилий и проявить недюжинный креатив (как, например, в недавней ситуации с принятием под юрисдикцию Московской патриархии ранее находившейся под патронажем Константинополя Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции), чтобы не допустить усугубления кризиса в мировом православии и постараться восстановить его единство. При этом руководству РПЦ придется действовать в условиях не прекращающихся информационных атак русскоязычных прозападных медиа, стремящихся дискредитировать Патриарха Кирилла и его окружение в глазах российского общества.
От того, насколько успешно РПЦ удастся противостоять натиску на внешнем и внутреннем фронтах, будет зависеть не только авторитет Русского православия, но и России в целом.
Справочно:
По разным оценкам, в мире исповедуют православие от 250 до 280 миллионов человек.
В отличие от католиков, у православных нет единого главы. Титул Вселенского патриарха, который носит предстоятель КПЦ Варфоломей, является символом, обозначающим, что он считается первым среди равных епископов поместных церквей, состоящих в евхаристическом общении.
В настоящее время существует 14 общепризнанных автокефальных церквей: Константинопольская (около 3 200 приходов), Александрийская (до 1000 приходов), Антиохийская (свыше 2 000 приходов), Иерусалимская (около 70 приходов), Русская (более 36 000 приходов), Грузинская (до 550 приходов), Сербская (около 3 500 приходов), Румынская (свыше 16 000 приходов), Болгарская (2 600 приходов), Кипрская (около 500 приходов), Элладская (свыше 8 000 приходов), Албанская (до 900 приходов), Польская (240 приходов), Чешских земель и Словакии (около 250 приходов). Неопределенный статус имеет Православная церковь в Америке (около 700 приходов), которую одни поместные церкви, в т.ч. РПЦ, считают автокефальной, а другие – самоуправляемой частью Московского патриархата.
6 января 2019 года Синод КПЦ предоставил статус автокефальной Православной церкви Украины, которая была образована путем слияния неканонических Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. В течение года ПЦУ признали Элладская и Александрийская церкви.
О категорическом непризнании ПЦУ, кроме РПЦ, объявили Сербская, Польская церкви, Православная церковь Чешских земель и Словакии, а также Православная церковь в Америке. Остальные поместные церкви не определились со своей позицией по этому вопросу.